[<10>] ====== Толкования на Соф. 1:7 ====== === Свт. Кирилл Александрийский ===== **Убойтеся от лица Господа Бога, зане близ день Господень, яко уготова Господь жертву свою и освяти званныя своя** В угрозы с пользой вносит увещание и, устрашив их ужасными событиями, поспешает к предсказанию лучшего, повелевая им внимательно взирать (это, думаю, и значит: «**убойтеся**») на Бога всяческих и стремиться исправить стези жизни, и немедленно обратиться к тому, что приятно и угодно Ему. Должно же, говорит, им оказаться такими «от лица Господа», по сказанному устами Исаии: «//измыйтеся, и чисти будите, отимите лукавства от душ ваших пред очима моима, престаните от лукавств ваших//» [[old:is:01:16|(Ис.1:16)]]; ибо не одно и то же удалить лукавство от взоров человеческих и пред лицом Божиим. Напротив, между этими действиями существует весьма большое различие, так что злой и нехороший в нравственном отношении человек иногда приобретает славу богобоязненного и прикрывается именем доброго человека, не будучи таким на самом деле. Посему Христос и говорит: «//внемлите от тех, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же волцы хищницы//» [[new:mf:07:15|(Мф.7:15)]]. Таков тот, кто богобоязнен в глазах людей, но никак не в очах Божиих. Но тот, кто истинно чист пред лицом Божиим, не только вовне показывает свою доброту и принимает вид доброго, но и сердце имеет чистое, и таким оказывается (пред Богом); ибо негде и Соломон сказал: «//пред очима бо суть Божиима путие мужа, вся же течения его назирает//» [[old:pr:05:21|(Притч.5:21)]]. Днем же Господним называет время пленения, о котором и говорит, что оно близко, не оставляя для более беспечных возможности помышлять и думать в себе самих, что будет некая продолжительная отсрочка предвозвещенного и они избегнут страданий, достигнув конца своей жизни; ибо по случаю предсказаний весьма скорбных событий Иудеи имели обыкновение думать и говорить нечто подобное. Посему-то Бог негде сказал Иезекиилю: «//сыне человечь, се, дом Израилев преогорчеваяй, глаголюще глаголют, видение, еже сей видит, на дни многи, и на времена долга сей прорицает, сего ради рцы к ним, сия глаголет Господь Бог, не продолжатся ктому вся словеса моя, яже возглаголю: яко возглаголю слово и сотворю, глаголет Адонаи Господь//» [[old:iez:12:27|(Иез.12:27–28)]]. И теперь, как я думаю (с той же целью), утверждает, что приблизился день Господень, и готова жертва Его, и освящены званные. Жертвой называет имевшее совершаться по соизволению Его избиение нечестивых. А званными называет Халдеев, о которых говорит, что они освящены, не потому, чтобы они сделались святыми, но потому, что они назначены и призваны Богом к сожжению Иудеи и к истреблению без всякой пощады жителей ее. Нечто подобное говорит Святое Писание и в другом месте. Персы, и Мидяне, и сражавшиеся вместе с Киром были призваны против Ниневии, – и о них сказал Бог: «//освящении суть, и аз веду их, исполини идут исполнити ярость мою радующеся, вкупе и укоряюще//» [[old:is:13:03|(Ис.13:3)]]. Итак, в этих словах освящение означает не отложение греховности и не получение Святого Духа, но как бы предопределение и назначение известных людей к исполнению подобного какого-либо дела. **//Толкование на пророка Софонию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Умолкни пред лицем Господа Бога! ибо близок день Господень: уже приготовил Господь жертвенное заклание, назначил, кого позвать** Вместо переведенного у LXX: //устрашитесь//, а у нас, умолкните, в еврейском находится восклицательное слово того, кто повелевает умолкнуть, часто употребляемое комическими писателями; но решительно повелевается молчание во всем, ибо придет день Господа. А под днем Господа мы будем понимать день плена и мщения против народа согрешившего, а под жертвою уничтожения – Иерусалим, а под освящаемыми – тех, которых Господь предуготовал к истреблению, согласно сказанному у пророка Иеремии: //Освяти их в день избиения их// [[old:ier:12:03|(Иер. 12:3)]]. И смысл отрывка такой: Пришло против народа нечестивого предсказанное уже издревле пленение, и уже близко оно. В самом деле, пророчество дается в царствование Иосии; по умерщвлении его устрашитесь пред лицем Господа Бога, ибо близок уже день Господа, ибо приготовил уже Господь жертву на заклание, освятил призванных Своих. Приблизилось полное разорение, о котором в книге Иезекииля говорит Он: //Пришел конец, конец пришел// [[old:iez:07:02|(Иез. 7:2)]] и проч. Эта жертва Мне угодна, эти жертвоприношения Я освятил Себе. Но сказанное: освятил призванных Своих может быть относимо и к Вавилонянам, которых Он называет даже рабами, служащими к отмщению народу за оскорбление Его. //Я призвал//, – говорит Он, – //Навуходоносора раба Своего// [[old:ier:02:09|(Иер. 25:9)]]. И в том же свитке называет его не только рабом своим, но даже и голубем в словах: //От лица меча голубя// [[old:ier:46:16|(Иер. 46:16).]] – Затем в таинственном смысле (отрывок значит); так как лице Божие устремляется против делающих злое, чтобы истребить от земли память их, и день суда близок, – ибо в сравнении с вечностью всякое время века сего кратко, – как и погибель каждого в отдельности: да убоятся все, да умолкнут, чтобы Лице Господа, – о Котором святый говорит: //Отразился на нас свет Лица Твоего Господи// [[old:ps:004:07|(Псал. 4:7)]], – не истребило сено, солому и дрова грешников. Ибо Господь приготовил Свою Жертву, все тайнодействие книги Левит, в котором чрез огонь и пролитие крови, и истинное приношение будут спасены те, которые должны быть спасены, и призванные получать освящение. Некоторые из нас под днем Господа и жертвы Его и под освящением призванных понимают в пришествии Спасителя то, что преломлен был Агнец, и кровью Его освящены апостолы и прочие, которые были призваны чрез них. **//Толкование на пророка Софонию.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Умолкни пред лицем Господа Бога! ибо близок день Господень: уже приготовил Господь жертвенное заклание, назначил, кого позвать** См. Толкование на [[old:sof:01:04#lopuxin_ap|Соф. 1:4]] [<10>]