[<10>] ====== Толкования на Соф. 1:15 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Силен день гнева день той, день скорби и нужды, день безгодия и изчезновения, день тмы и мрака, день облака и мглы** См. Толкование на [[old:sof:01:14#svt_kirill_aleksandrijskij|Соф. 1:14]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 15–16 **День гнева – день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен** Согласно с вышесказанным принимай это в отношении или к плену Вавилонскому, или к плену окончательному Римскому, в предведении которого и Господь оплакивал Иерусалим в словах: //Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе// [[new:mf:23:37|(Мф. 23:37)]] и проч. И действительно, назначено наказание [за кровь, начиная] от крови Авеля праведного, до крови Захарии, которого они убили между храмом и алтарем [[old:gen:04:10|(Быт. 4:10]] и [[old:2par:24:20|2Пар. 24:20]]–[[old:2par:24:21|21)]], и, наконец, крича о Сыне Божием: //Кровь Его на нас и на детях наших// [[new:mf:27:25|(Mф. 27:25)]], они испытали день горький, ибо они вызвали Господа на горечь [страданий]: в день установленный от Господа, – в этот день в уничижении будут не какие-нибудь слабые, а самые сильные мужи, и до конца разразится над ними гнев. И хотя и прежде они часто переносили гнев Господа, но гнев тот не был гневом до конца и полного уничтожения. Какая необходимость теперь описывать, сколь великие бедствия перенесли они во время того и другого плена, и каким образом отвергшие свет Господа ходили во тьме и мраке, и нехотевшие слушать трубных звуков торжественных дней, услышали ужасные крики воюющих? А относительно укрепленных городов и высоких угловых башен Иудеи, которые разрушены до основания, лучше судить,– по моему мнению, – глазами своими, чем по слуху: нам, в настоящее время находящимся в этой области, можно наглядно проверить истину того, что написано. От великих некогда городов мы видим теперь едва заметные следы развалин. В Сило [Силом], где были скиния и ковчег Завета, показывают только основания алтаря. Гавая, известный город Саула, разрушен до основания [[old:sud:20:20|(Суд. 20:20)]]. От Рамы и Вефорона, и других знаменитых городов, построенных Соломоном, показывают только остатки в маленьких поселениях. Будем читать Иосифа и пророчество Софонии, и найдем [или: находим] [у последнего] историю первого. И это должно сказать не только о плене, но даже и теперь вероломные наемники после избиения рабов Божиих, а потом даже Сына Божия, когда обратились к горестным рыданиям, не получают доступа в Иерусалим; и чтобы иметь позволение себе оплакивать развалины своего города, вносят плату; так что те, которые некогда купили кровь Христа, теперь покупают слезы свои, да не будет им даже и плач их безвозмездным. В день годовщины взятия и разрушения Иерусалима римлянами ты можешь видеть, как приходит [туда] народ, крайне опечаленный, как стекаются престарелые женщины и старики многолетние, одетые в рубища, явно свидетельствующие о гневе Божием, как в телах своих, так и в одежде. Собирается толпа несчастных, и в то время как орудие казни Господа сияет и распространяет лучи Его воскресения, а с горы Масличной сверкает подобно молнии знамение креста, несчастный народ оплакивает развалины храма своего, и тем не менее не возбуждает он сострадания: еще слезы текут по щекам, еще руки покрыты багровыми пятнами, и волосы растрепаны, а солдат уже требует плату за то, чтобы позволить им поплакать еще. И кто, видя это, сомневается о дне терзания и утеснений, о дне опустошения и бедствия, о дне тьмы и мрака, о дне тумана и вихря, о дне трубных звуков и военного крика? Действительно, в день скорби своей они употребляют трубы, и, – согласно пророчеству, – звуки торжества обратились в рыдания. Они рыдают над прахом святилища, и над алтарем разрушенным, и над городами, некогда укрепленными, и над высокими крылами храма, с которых когда-то низвергли Иакова, брата Господня. Это нужно сказать относительно пленения Иудеев. Впрочем, если, – как выше, – мы будем относить день Господень к концу мира, или в смерти каждого человека, то значение будет очевидно то, что голос дня Господня горек, исполнен неизбежных бедствий и гнева, и что крепкий будет терзаться тогда; потому что даже и святые, хотя спасутся, но как бы чрез огонь. День тот есть день терзания и тесноты, опустошения и бедствия, в который восклицают: «Горе нам, ибо мы сделались несчастными». День мрака: //Ибо делающий злое ненавидит свет и не идет к свету// [[new:in:03:20|(Ин. 3:20)]]; а кто будет ненавидеть свет, в след того по необходимости идет тьма. День тот будет днем тумана и вихря, ибо придет на него буря Господня и раздастся трубный звук, на который указывает Апостол в словах: «В последней трубе» [[new:1kor:15:52|(1Кор. 15:52)]]; действительно, это будет день трубных звуков и военных криков против городов укрепленных, которые построили они себе вместе с Каином во грехах многих, и против высоких угловых башен, то есть, развращенных деяний, уклоняющихся (или: отступающих) от прямого пути Господня. Посему и обличаются Спасителем лицемеры (υποκρὶται) фарисеи, которые совершают поклонения [или: молятся] на углах площадей [[new:mf:06:05|(Мф. 6:5)]]. Ибо путь прямой и ведущий в рай узок, и тесен путь, ведущий к жизни. Путь же, ведущий к смерти, крив, имеет углы, извилист, широк и пространен [[new:mf:07:13|(Мф. 7:13)]]. И вместе с тем в строгих словах Господа усматривай милосердие, именно в том, что этот день есть день горечи и гнева, терзания, трубного звука и военных криков для того, чтобы были разрушены города, дурно укрепленные и углы погибельные. **//Толкование на пророка Софонию.//** ===== Лопухин А.П. ===== **День гнева - день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы** См. Толкование на [[old:sof:01:14#lopuxin_ap|Соф. 1:14]] [<10>]