[<10>] ====== Толкования на Соф. 2:3 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Взыщите Господа, вси смирении земли: суд содевайте и правды взыщите, и отвещайте я, яко да покрыетеся в день гнева Господня** Здесь ясно показывает, каким образом они могут соединиться с Богом, хотя они народ мерзкий; Он повелевает «**взыскать Господа, содевать суд и правду, и отвещать я**». Господь ищется нами посредством жажды делать угодное Ему, при удалении всякой небрежности. Суд же будем содевать исполняя Его божественный закон и неукоснительно совершая добродетель. Также славу справедливости мы приобретем, увенчанные похвалою добрых дел и идя славной и непорочной стезей истинного благоговения к Богу и любви к братьям: «//исполнение убо закона любы есть//» [[new:rim:13:10|(Рим.13:10)]]. К тому, что я сказал, надобно, полагаю, присовокупить и: «**отвещати я**», то есть, говорить об этом и другим и вразумлять братьев; и только таким, а не иным способом мы будем совершенными в добродетели. Так и Господь сказал, что великим в царстве небесном называется прославившийся в деле и в слове [[new:mf:05:19|(Мф.5:19)]], малейшим же тот, кто постарался научить, и притом в достаточной мере, всему должному, однако же не возвышается еще до исполнения на деле того, что считает и сам хорошим и что другим приказывает исполнять. Негде Он оплакивает и вождей иудейских, так говоря: горе вам, что связуете «//бремена тяжка и бедне носима//», и возлагаете на человеки, сами же, так сказать, и краем перста не прикасаетесь к ним [[new:mf:23:04|(Мф.23:4)]]. Итак, доказательством совершеннейшего богопочтения служит исполнение добродетели и научение других тому, чем они могут сделаться славными. А что не останется без награды употребленный на это труд, – это объясняет Христов ученик, говорящий: «//яко обративый грешника от заблуждения пути его спасет душу от смерти и покрыет множество грехов//» [[new:iak:05:20|(Иак.5:20)]]. Если же кто думает, что выражение: «**отвещати я**» указывает на то, что следует прилагать попечение «**о них**» (т.е. о суде и правде, содержащихся в законе Божием), тот пусть понимает и таким образом; ибо и закон Моисея относительно словес Божиих повелел:"//и да глаголеши о них седяй в дому и идый путем, и лежа и востая//» [[old:vtor:06:07|(Втор.6:7)]]. И Давид воспевает: «//и поучуся во оправданиих твоих выну//» [[old:ps:118:117|(Пс.118:117)]]. //**Толкование на пророка Софонию.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 3–4 **Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня. Ибо Газа будет покинута и Аскалон опустеет, Азот будет выгнан среди дня и Екрон искоренится** Смиренным земли называется не тот, кто принижен смирением, – одною из добродетелей, – а тот, кто принижен грехами и потому уже не может вместе со Христом сказать: //«Научитесь от Меня, потому что Я кроток и смирен сердцем»// ([[new:mf:11:29|Мф.11:29]]); ибо всякий смиряющийся возвысится. А в другом месте речь обращается к святому: //«Чем большим будешь ты, тем более смиряйся, и обретешь благодать пред Богом»// ([[old:prsir:03:18|Сир.3:18]]) А тот, кто усмирен грехами и отягчен сознанием преступлений, и говорит: //«Как бремя тяжкое, они отяготели на мне»// ([[old:ps:037:05|Пс.37:5]]), тот должен услышать: //«Приходите ко Мне все трудящиеся и обремененные, и Я успокою вас»// ([[new:mf:11:28|Мф.11:28]]). – Это сказано нами в начале соответственно тексту LXX. А согласно Еврейскому тексту смысл другой. Действительно, святым людям говорится так: сохранившие Мои заповеди, находящиеся на земле и знающие, что всякий смиряющийся вознесен будет, вы подражали Моей кротости, вы творили правду, ищите Господа в кротости вашей. И если вы хотите знать, кто есть Господь, то ищите праведного, ищите кроткого, //«Ибо Отец всякий суд отдал Сыну»// ([[new:in:05:22|Ин.5:22]]), Который будет судить праведно. И так как вы кротки, то ищите кроткого, чтобы то, что в вашей кротости есть недостаточное, было восполнено Тем, Который есть источник кротости. И вот что я говорю вам: «Может быть вы как-нибудь скроетесь в день пламенного гнева Божия», т. е. Может быть случайно, – вследствие того, что искали Господа и творили правду Его, – вы будете иметь возможность избежать гнева в приближающийся день, и избежать плена, который постигнет народ Иудейский или со стороны Навуходоносора, или со стороны Римлян. Если же он сомневается или сомневаются] даже о тех, которые делали правду Его, говоря: Может быть вы как-нибудь скроетесь в день пламенного гнева Господа, то что будет с грешниками? В самом деле, опустошение Иудейской земли будет столь велико, и столь главное победоносное Вавилонское войско достигнет того, что тот же самый плен постигнет могущественнейшие города Филистимлян, которые всегда были вам опасными противниками в боях. Газа будет разрушена, Аскалон – обращен в пустыню, и Азот повлекут в плен не украдкою, а после борьбы, т. е после победы при ясном (дневном) свете; а Аккарон, что значит искоренение, потерпит то, что значит его имя, т. е. будет срыт до основания. – Это согласно буквальному значению и еврейской истине. А согласно Семидесяти смиренным земли, о которых выше сказано, заповедуется, чтобы они творили суд и искали правды, которая, по моему мнению, есть ничто иное, как Христос. И так как всякий ищущий найдет ([[new:mf:07:08|Мф.7:8]]), то пусть они со своей стороны передают другим то, что нашли, т. е пусть учат других: //«Ибо какая польза в премудрости скрытой и в сокровище, которого невозможно видеть»// ([[old:prsir:20:30|Сир.20:30]]). И заповедаю вам это с тем, чтобы вы покрыты были в день гнева Господня, т. е. при конце мира, или при отшествии каждого из вас из жизни сей, ибо и Газа, и Аскалон, и Азот, и Аккарон понесут различные наказания В самом деле, Газа значит: крепость моя. Следовательно те, которые величаются крепостию телесною, или мирским могуществом, и вместе с диаволом говорят:"Я сделаю силою» будут разрушены и сведены к ничтожеству в день гнева Господня. Аскалон же, – что значит: взвешенный, или: человекоубийственный огонь, – когда придет день гнева Господня, почувствует меру преступления своего и будет угнетен тем весом, который производил. А так как он пламенно стремился к пролитию крови, и соблазнил многие души, и так как на нем исполнилось слово: //«Мужа кровожадного и хитрого гнушается Господь»// ([[old:ps:005:07|Пс.5:7]]), то он не будет разрушен, как Газа, а будет обращен в пустыню, и в прах сожжен огнем геенны. Также и Азот, по-еврейски называющийся esdod (אשדוד), а на нашем языке: огонь рождения будет опустошен при полном свете, ибо он горел похотию) и неистовствовал в пылу воспроизведения потомства. А так как у всех прелюбодеев сердца подобны раскаленной печи ([[old:os:07:04|Ос.7:4]]), и они как бы ранены пылающими стрелами, то не в темноте, не по тайному приговору, а в полдень, когда все святые получат полное сияние, они будут брошены в тьму и не будут иметь жребия святых. А Аккарон, обозначающий: безплодие или: искоренение будет и сам искоренен, потому что он не имел никаких плодов и превратным учением своим в конец погубил весьма многих. Все эти различные оттенки понимай также в отношении к порокам и грехам душ и в том значении, что качество дела каждого человека огонь испытает в день суда ([[new:1kor:03:13|1Кор.3:13]]). //**Толкование на пророка Софонию.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня.** После увещаний к целому народу [[old:sof:02:01|(ст. 1-2)]] пророк, на замечая в массах народа никакого отклика на свою проповедь, как предоставляет народ своей собственной участи, и обращается теперь к небольшой, избранной части благочестивых, верующих членов народа, называя их //анве-гаарец,// tapeinoi ghV, mansueti terrae, //смиреннии земли.// Их он убеждает: //"взыщите Господа",// евр. //баккешу эт Иегова//, zhthsate ton Kurion, quaerite Dominum, т. е. по разъяснению блаж. Феодорита: "обратите взор на ничтожность своего естества, на праотца своего - пусть и взыщите Создателя, богато оделившего вас стольким благами. Потом учит пророк, каким способом можно взыскать Бога: //суд содевайте, и правды взыщите, (взыщите кротости) и отвещайте я.// Держитесь прямодушия и справедливости, возлюбите жизнь скромную и умеренную" (с. 47). Главная и основная добродетель, которая, по пророку, наиболее приближает человека к Богу и соединяет его с Ним и которую, поэтому, пророк заповедует "смиренным земли", есть смирение, евр. //анава//. Слово //анава// - одного корня с //анав//, "смиренный", и подобно этому последнему, выражает о физической угнетенности и приниженности человека [[old:ps:009:13|(Пс IX:13,]] [[old:ps:009:33|33;]] [[old:pr:14:21|Притч XIV:21)]], но о его нравственных качествах: терпении, смирении, кротости [[old:chis:12:03|(Чис XII:3;]] [[old:pr:03:34|Притч III:34;]] [[old:pr:16:19|XVI:19)]], и притом нередко означает не просто проявляющееся в том или другом случае подчинение человека воле Божией, но как постоянное, господствующее над всею душевною жизнью, настроение, по-гречески обозначаемое названиями: prauthV, tapeinofrosunh... В таком именно смысле, в смысле благочестия, встречается слово //анава// в книге Притчей, [[old:pr:15:33|(XV:33;]] [[old:pr:18:03|XVIII:3]], [[old:pr:22:04|XXII:4)]], как прилагательное анав - в книге Псалмов [[old:ps:009:06|(Пс XI:6;]] [[old:ps:071:12|LXХI:12-14;]] [[old:ps:081:03|LXXXI:3-4;]][[old:ps:139:13| СХXXIX:13)]]. Несправедливо некоторые исследователи (Швалли в др. ) утверждали, что евреи и их пророки до плена не почитали смирения религиозною добродетелью, так как народ еврейский тогда отличался противоположными качествами и потому видел иные идеалы нравственной жизни, и так как встречающееся в немногих пророческих местах бесспорно допленного происхождения слово //анав// [[old:am:02:07|(Ам II:7;]] [[old:am:08:04|VIII:4;]] [[old:is:11:04|Ис ХI:4;]] [[old:is:29:19|XXIX:19)]] означает просто "бедный". На этом основании исследователи эти приписывают месту [[old:sof:02:03|Соф II:3,]] где //анав// и //анава// являются вполне определенными религиозными терминами, послепленное происхождение. Но здесь, прежде всего, совершенно напрасно оставляются без внимания те немалочисленные места из книг Псалмов и Притчей, где рассматриваемые слова анав и анава имеют несомненно этический характер (редакция этих книг совершенно произвольно отодвигается во времена послепленные). Затем, есть и пророческие места, допленное происхождение которых не заподозривается и критикою, в которых понятие //анав// имеет бесспорное отношение к нравственной характеристике человека, напр. в [[old:am:02:06|Ам II:6-7]], где анав стоит в параллели с //цаддик// правый - понятием, несомненно относящимся к характеристике внутреннего нравственного состояния человека (ср. [[old:is:11:04|Ис XI:4]]), сюда же относится место [[old:mih:06:08|Мих VI:8]], где в числе богоугодных добродетелей называется и то, чтобы //"смиренномудренно ходить пред Богом"// (ср. еще [[old:chis:12:03|Чис XII:3]] и др. ). Наконец, весьма сомнительную ценность имеет утверждение, будто до плена не только у рядовых евреев, но и у самих пророков господствовали иные идеалы нравственной жизни, среди которых смирение пред Богом не имело места. Против этого решительно говорят не только отдельные случаи проявления библейскими евреями глубокого смирения пред Богом - Иаковом [[old:gen:32:10|Быт XXXII:10,]] Давидом [[old:2ts:07:18|2 Цар VII:18]], даже Ахавом,[[old:3ts:21:29| 3 Цар XXI:29]] и под., но главное - созданный допленными пророками великий образ Раба Иеговы, глубочайшую суть служения Которого образует беспримерное смирение. Можно еще прибавить, что без смирения вообще немыслима истинная религия, а такою без сомнения была библейская религия на протяжении всех веков ее существования. Под условием праведности и смиренномудрия пророк подает своим слушателям некоторую надежду избавиться от общей гибели ["Может быть, вы как-нибудь скроетесь в день пламенного гнева Божия", т. е. может быть случайно вследствие того, что искали Господа и творили правду Его, - вы будете иметь возможность избежать гнева в приближающийся день и избежать плена" (//блаж. Иероним,// с. 270).]. Но это есть лишь частичная и не лишенная неуверенности надежда. Суд неизбежен, и он прострется не на Иудею только, но и на другие народы. Но именно ввиду грядущего суда Божия праведники должны являть требуемые от них пророком добродетели: после суда Божия над нечестивыми настанет новый, лучший порядок вещей, при котором будет восстановлено требуемое нравственным законом соответствие между нравственным достоинством человека и его внешним состоянием. Отсюда речи против иноплеменников, начинающиеся со ст. 4-го, соединяются с предыдущею речью увещания к Иудеям причинным союзом ки, dioti, quia; ближайшую связь двух отделов главы II-й блаж. Феодорит выражает так: "Если приступите к упомянутому выше покаянию, то приобретете спасение, а города иноплеменные потерпят предсказанные бедствия" (с. 47). [<10>]