[<10>] ====== Толкования на Суд. 2:20 ====== ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== Ст. 20-23 **И воспылал гнев Господень на Израиля, и сказал Он: за то, что народ сей преступает завет Мой, который Я поставил с отцами их, и не слушает гласа Моего, и Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус, когда умирал, - чтобы искушать ими Израиля: станут ли они держаться пути Господня и ходить по нему, как держались отцы их, или нет? И оставил Господь народы сии и не изгнал их вскоре и не предал их в руки Иисуса** Хотя все народы в округе были подчинены царю Давиду, Бог не позволил окончательно уничтожить иевусеев, как Он Сам говорит: **чтобы искушать ими Израиля: станут ли они держаться пути Господня и ходить по нему** [[old:sud:02:22|(Суд. 2:22)]]. Потому и сказал пророк Давиду: //Иди, поставь жертвенник Господу на гумне Орны Иевусеянина// [[old:2ts:24:18|(2 Цар. 24:18)]]. Этот языческий царь воплощал народ язычников. Заметьте, братья, что в земле иудеев не находится места, достойного воздвижения жертвенника Господу, а в земле язычников избрано такое место, и ангел здесь виден, и жертвенник воздвигается здесь, и гнев Всемогущего Господа смиряется. Так тогда уже образно обозначено, что в сердцах иудеев не обнаруживается достойного места для принесения духовных жертв, а земля язычников, то есть совесть христиан, избирается как место для храма Господа. **//Проповеди.//** ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== Ст. 20-23 **И воспылал гнев Господень на Израиля, и сказал Он: за то, что народ сей преступает завет Мой, который Я поставил с отцами их, и не слушает гласа Моего, и Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус, когда умирал, - чтобы искушать ими Израиля: станут ли они держаться пути Господня и ходить по нему, как держались отцы их, или нет? И оставил Господь народы сии и не изгнал их вскоре и не предал их в руки Иисуса** Благодать Божья всегда воздействует на волю человека не так, чтобы защищать и оберегать его во всём таким образом, чтобы он не боролся своими силами против духовных противников, когда победитель над ними ссылается на благодать Божью, а побеждённый - на собственную немощь. В результате же он понимает, что надеяться надо всегда не на свою смелость, а на Божью помощь и бежать всегда надо к своему Защитнику. А чтобы подтвердить это не нашими измышлениями, а ясными фрагментами Священного Писания, давайте осмыслим то, что читаем в книге Иисуса Навина. Господь, говорит Писание, оставил эти народы и не станет изгонять их, чтобы искушать ими Израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним, и чтобы знали и учились войне. Если же несравненную милость Божью проиллюстрировать (не на правах равной благости, а на правах некоторого сходства) чем-то земным, то, [к примеру], если нежная и заботливая няня носит на груди своей долгое время младенца, надеясь однажды научить его ходить, то сначала она позволяет ему ползать, затем поддерживает его, чтобы с помощью её правой руки он мог встать на ноги прямо, отпускает его ненадолго и, видя, что он шатается, удерживает его, хватает, когда он падает, а когда упал, поднимает, и либо не даёт ему падать вовсе, либо позволяет легко упасть и затем поднимает. Но когда она доведёт его до [поры] мальчишества, до силы юности или раннего мужества, она возлагает на него какую-то ношу, даёт какую-то работу, чтобы это не обременяло его, но развивало; она позволяет ему состязаться со сверстниками. Сколь же более знает Небесный Отец всех, кого нести на груди Своей благодати, кого учить добродетели пред взором Своим упражнением свободной воли? Но Он всякому помогает в его усердиях, слышит, когда Его призывают, не оставляет того, кто ищет Его, а иногда и устраняет от него опасность, даже если он об этом не знает. //**Собеседования.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== Ст. 20-23 **И воспылал гнев Господень на Израиля, и сказал Он: за то, что народ сей преступает завет Мой, который Я поставил с отцами их, и не слушает гласа Моего, и Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус, когда умирал, - чтобы искушать ими Израиля: станут ли они держаться пути Господня и ходить по нему, как держались отцы их, или нет? И оставил Господь народы сии и не изгнал их вскоре и не предал их в руки Иисуса** Некоторые молитвы [людей] Бог исполняет незамедлительно (я имею в виду те, без которых никто не может быть спасен), но в некоторых просьбах Он отказывает. И в некоторых случаях Он сдерживает и отгоняет от человека жестокого врага, в то время как в других случаях позволяет ему поддаваться искушению, чтобы это испытание могло стать причиной приближения к Богу (как я говорил ранее) и чтобы он мог научиться и приобрести опыт искушений. И таково слово Писания: //Вот те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими Израильтян, всех, которые не знали о всех войнах Ханаанских, - для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали её// [[old:sud:03:01|(Суд. 3:1-2)]]. Ибо праведный человек, не сознающий свою немощь, ходит по краю лезвия и всегда близок к падению, близок лёгкой добыче льва - я имею в виду беса гордыни. И опять-таки тому, кто не знает своей собственной слабости, не хватает смирения; а тому, кому не хватает этого, не хватает и совершенства; а тот, кому не хватает совершенства, навсегда охвачен страхом, потому что его город стоит не на железных столбах и не на медных перемычках, то есть не на смирении. **//О духовном совершенстве.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-23 **И воспылал гнев Господень на Израиля, и сказал Он: за то, что народ сей преступает завет Мой, который Я поставил с отцами их, и не слушает гласа Моего, и Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус, когда умирал, - чтобы искушать ими Израиля: станут ли они держаться пути Господня и ходить по нему, как держались отцы их, или нет? И оставил Господь народы сии и не изгнал их вскоре и не предал их в руки Иисуса** В наказание за такую неустойчивость израильского народа в вере в Истинного Бога и неисполнение повеления Господня относительно уклонения от идолопоклонства, Господь оставил некоторые из ханаанских народностей жить в пределах обетованной земли для искушения посредством их самих израильтян. //**Толковая Библия.**// [<10>]