[<10>] ====== Толкования на Суд. 3:1 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Вот те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими Израильтян, всех, которые не знали о всех войнах Ханаанских** Всемогущий Бог являет чудесное провидение в том, как даёт Свои благословения. Бывает часто, что, отказывая в малых дарах тем, кому пожалованы великие блага, Бог даёт их душам возможность упрекать себя. Когда они обнаруживают неспособность достичь совершенства, к которому стремятся, и видят, что тщетно сражаются за добродетели, им не данные, то они не слишком гордятся дарами, которые получили. Ведь когда они видят, что своими собственными силами они не способны одолеть малые пороки и лёгкие несовершенства, то начинают понимать, что и великие добродетели в них не от самих себя. Потому Господь поразил сильных врагов, теснивших Его избранный народ по пути в обетованную землю, но позволил выжить филистимлянам и хананеям, чтобы, как написано, **искушать ими Израиля** [[old:sud:03:01|(Суд. 3:1)]]. Иногда, как я говорил, [людям], получившим особую благодать, Бог оставляет незначительные несовершенства, дабы они всегда имели препятствия, которые нужно преодолевать. И тогда они не возгордятся в сердцах: пусть они побеждают грозных врагов, но при этом они понимают, что и слабейший из противников всё ещё мучит их. Совершенно удивительным образом один и тот же человек может быть силён добродетелью и слаб немощью и, будучи надёжно укреплённым с одной стороны, видеть самого себя обезоруженным с другой. Итак, то добро, к которому он стремится безуспешно, заставляет его смиренно служить тому, что имеет. Что удивительного в том, что мы говорим это о человеке? Ведь само небо свидетельствует о том же, поскольку часть его жителей пропала, а часть устояла: видя падение через гордыню, та часть, в которой избранные ангелы, устояла тем крепче, чем более смирилась. Так потеря оказалась на пользу тем, кому она стала поводом прочнее укрепиться в статусе вечности. Так же бывает и с каждой душой: малая утрата, способствующая смирению, может иногда принести огромную пользу душе. //**Диалоги.**// ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== Ст. 1-4 **Вот те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими Израильтян, всех, которые не знали о всех войнах Ханаанских, - для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали ее: пять владельцев Филистимских, все Хананеи, Сидоняне и Евеи, живущие на горе Ливане, от горы Ваал-Ермона до входа в Емаф. Они были оставлены, чтобы искушать ими Израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним, которые Он заповедал отцам их чрез Моисея** Как на пользу мне, чтобы Ты ненадолго оставлял меня, дабы испытать прочность стремления моего, так же и опасно, если Ты оставишь меня надолго за заслуги мои или грехи. Никакая человеческая сила не сможет устоять в своей прочности, если останется надолго без помощи Твоей во времена испытаний, не сможет в конце концов не подчиниться власти противника, если Сам Ты, знающий силы людей и судящий наши сражения, не попустишь нам //быть искушаемыми сверх сил, но при искушении// дашь //и облегчение, так чтобы мы могли перенести// [[new:1kor:10:13|(1 Кор. 10:13)]]. Нечто подобное, как представляется, мистически выражено в Книге Судей, когда [речь идёт] об искоренении духовных народов, противостоящих Израилю: **Вот те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими израильтян... для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов израилевых** [[old:sud:03:01|(Суд. 3:1-2)]]. И снова, немного дальше: **Они были оставлены, чтобы искушать ими израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним, которые Он заповедал отцам их чрез Моисея** [[old:sud:03:04|(Суд. 3:4)]]. Нет, Бог не завидовал миру Израиля и зла им не замышлял, но знал, что им эти сражения в пользу: чтобы, подвергаясь постоянным нападениям язычников, они никогда бы не думали, что им не нужна помощь Господа. Они всё время думали бы о Нём и призывали Его, и тогда и не впали бы в застойное бездействие, и не утратили бы способность сражаться и развивать добродетели. Ведь часто безопасность и процветание низвергают тех, кого не могут одолеть невзгоды. //**Собеседования.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== Господь оставил многие народы, не истребил их и не предал в руки Иисуса сына Навина, чтобы наставить ими сынов Израилевых и чтобы колена сынов Израилевых вняли их урокам и научились брани. Ибо у праведника, не познавшего своей немощи, дела его как бы на острие бритвы, и вовсе недалек он от падения и от тлетворного льва, разумею же демона гордыни. И еще, кто не знает своей немощи, тому недостает смирения; а кому недостает его, тот не достиг до совершенства; и не достигший до оного всегда бывает в страхе, потому что град его не утвержден на столпах железных и на прагах медных, то есть на смирении. //**Слово 61.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 1-2 **Вот те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими Израильтян, всех, которые не знали о всех войнах Ханаанских, - для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали ее** Как должно разуметь сие место: **«сия языки… остави Иисус, да искусит ими Израиля, вся неведущые браней Ханаанских, токмо ради родов сынов Израилевых, еже научити я брани, обаче иже прежде их не уведаша их»**? Под предводительством Иисуса Навина народ одержал победы, не по воинскому искусству ополчаясь, но пользуясь помощию свыше. Ибо говорит Бог: //«послю шершни пред тобою, и истребят Хананея и Хеттея и прочее»// [[old:ish:23:28|(Исх. 23:28)]]. Истреблял также врагов, посылая молнии свыше, и град, величиною равняющийся камням. Посему писатель говорит, что под предводительством Иисуса Навина не истребил Бог до конца всех населяющих землю ту, чтобы живущие после него опытом дознавали Божие о них попечение, и, по необходимости воевать с врагами, призывали в споборничество Владыку. Вместо: **да искусит** Симмах выразился: восхотел доставить упражнение и научить военному искусству. Но и поставленное у Седмидесяти слово: **да искусит** не показывает неведения в Боге. Ибо и Авраама не для того Бог искушал, чтобы узнать расположение Авраамово, потому что и там сказано, что Бог ведал, //«яко заповесть Авраам сыном своим и дому своему по себе… сохранять все суды Господа Бога»// [[old:gen:18:19|(Быт. 18:19)]]. Поэтому Бог искушает не для того, чтобы самому узнать, но чтобы научить неведущих. Как Адаму дал заповедь для упражнения его разума; так и здесь оставил некоторые народы, чтобы показать благочестие одних, и обличить злочестие других. Сие и говорит писатель: //«да искусит ими Израиля, да увесть, аще послушают заповедей…, яже заповеда отцем их рукою Моисеевою»// [[old:sud:03:04|(Суд. 3:4)]]. Да и самые дела показывают, что Евреи сами были причиною того, что несовершенно освободились от нечестивых оных народов. Ибо двадцать девять царей, не считая военачальников Иерихона и Гая, поразил с израильским воинством Иисус, не имея у себя ни города, ни укрепленного места, ни воинов, приобретших воинскую опытность. А жившие после Иисуса, имея у себя укрепленные города и весьма великое богатство, приобретенное особенно от военных добыч, имея и всякое орудие, и стены, и окопы, по причине собственного своего нечестия, не возмогли преодолеть оставшиеся народы. //**Толкование на книгу Судей.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-3 **Вот те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими Израильтян, всех, которые не знали о всех войнах Ханаанских, - для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали ее: пять владельцев Филистимских, все Хананеи, Сидоняне и Евеи, живущие на горе Ливане, от горы Ваал-Ермона до входа в Емаф** Бытописатель делает общий перечень народностей, оставшихся жить в земле обетованной, вместе с израильтянами. Большая часть этих народностей сосредоточивалась на западе и севере Палестины. К ним относились: пять владений филистимских (ср. [[old:nav:13:03|Нав. 13:3]]), хананеи, сидоняне и евеи, (может быть, хеттеи), занимавшие самую северную часть Палестины по отрогам Ливанских гор, от горы Ваал-Xермона (Ваал-Гад, ср. [[old:nav:11:17|Нав. 11:17]]; [[old:nav:12:07|12:7]]; [[old:nav:13:05|13:5]]) до города Эмафа (впоследствии город Епифания, ныне Омс, на реке Оронте, по дороге в Антиохию). //**Толковая Библия.**// [<10>]