[<10>] ====== Толкования на Суд. 3:9 ====== ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Халевова** Мы часто находим этот вопль нужды в Священном Писании, когда читаем, что за грехи дети Израиля были преданы Господом в руки врагов их и что, переменившись от их господства и суровой жестокости, они [начинали] вопить к Господу. //И Господь воздвигнул им спасителя Аода, сына Геры, сына Иеминиева, который любой рукой пользовался, как правой// [[old:sud:03:15|(Суд. 3:15)]]. И снова говорит Писание: **Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Халевова** [[old:sud:03:09|(Суд. 3:9)]]. И в псалмах говорится о них: //Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу, и вспоминали, что Бог - их прибежище, и Бог Всевышний - Избавитель их// [[old:ps:077:34|(Пс. 77:34-35)]]. И опять же: //Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их// ([[old:ps:106:06|Пс. 106:6]], [[old:ps:106:13|13]], [[old:ps:106:19|19]], [[old:ps:106:28|28]]). Из этих трёх видов [призыва Господа в нужде], хотя первые два, кажется, имеют лучшее начало, мы обнаруживаем, что даже и в третьем (о котором говорит псалмопевец), хотя он представляется более низким, бывали люди, совершенные и пылающие духом, похожие на тех, которые имели превосходное начало в служении Господу и остаток своей жизни провели в похвальном рвении о духе. Сходным образом, есть многие, начинавшие прохладно и упавшие с высокой ступени, а часто и закончившие предосудительно. И так как не было для них преградой то, что они, похоже, обратились не по собственной воле, а силой необходимости, а благость Господа давала им возможность почувствовать угрызения совести, то их обращение не принесло им пользы, потому что они не стремились остаток дней прожить соответствующим образом. //**Собеседования.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Халевова** Каким образом Гофониил и брат Халеву, и сын Кенеза, тогда как Халев был сын Иефонии? Вероятно и то, что Иефония имел два имени, и назывался еще Кенезом. Вероятно и то, что Гофониил и Халев были от разных отцев, но от одной матери, и Халев имел отцем Иефонию, по смерти же Иефонии матерь его вступила в супружество с Кенезом, и родила Гофониила. А что городом фиников назван Иерихон, показывает это история Еглома. Ибо сказано: //«и иде// Еглом, //и порази// сынов израилевых, //и взя град финическ»// [[old:sud:03:13|(Суд. 3:13)]]; и чрез несколько слов: //«и Еглом обратися от идол, иже в Галгалех, и рече Аод Еглому: слово мне есть к тебе тайно царю»// [[old:sud:03:19|(Суд. 3:19)]]. Но Галгалы недалеко от Иерихона. Железо ножа писатель назвал пламенем [В слав. тексте переведено: острие.]) (φλοξ), а рукоять – мечем (παραξιφος). Ибо говорится следующее: //«и извлече нож, иже над стегном его десным, и вонзе во чрево Егломово: и втисне и рукоять за острием, и заключи тук мечь»// [[old:sud:03:21|(Суд. 3:21–22)]]. //**Толкование на книгу Судей.**// ===== Ориген ===== **Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Халевова** [Писание] называет спасителем Гофониила, который переводится как «время Божие для меня». Итак, этот Гофониил избавил тот прежний народ от унизительного рабства, и народу был возвращен мир, который был отнят за прежнюю гордыню и различные преступления народа. Но поскольку мы уже сказали, что под неким духовным царем и князем враждебных и господствующих в воздухе сил может пониматься Хусарсафем, мне кажется вполне последовательным, что этот Гофониил, который был воздвигнут для освобождения народа, есть один из небесного воинства и множества архангелов, которые посылаются //на служение для тех, которые имеют наследовать спасение// [[new:evr:01:14|(Евр. 1:14)]]. И эти ангелы суть спасители, которые обозначаются под видом Гофониила и Аода, потому что, как мы не раз показывали, на нас не только нападают враждебные силы, но Господом посылаются нам на помощь и добрые божественные силы. //**Гомилии на Книгу Судей.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Тогда возопили сыны Израилевы к Господу, и воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым, который спас их, Гофониила, сына Кеназа, младшего брата Халевова** Когда израильтяне, притесняемые Xусарсафемом, обратились к Господу, тогда Господь воздвиг им избавителя в лице Гофониила, сына Кеназа. Ср. о Гофонииле [[old:nav:15:17|Нав. 15:17]]; [[old:sud:01:13|Суд. 1:13]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]