[<10>] ====== Толкования на Суд. 4:11 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Ст. 11-24 **Хевер Кенеянин отделился тогда от Кенеян, сынов Ховава, родственника Моисеева, и раскинул шатер свой у дубравы в Цаанниме близ Кедеса. И донесли Сисаре, что Варак, сын Авиноамов, взошел на гору Фавор. Сисара созвал все колесницы свои, девятьсот железных колесниц, и весь народ, который у него, из Харошеф-Гоима к потоку Киссону. И сказала Девора Вараку: встань, ибо это тот день, в который Господь предаст Сисару в руки твои; Сам Господь пойдет пред тобою. И сошел Варак с горы Фавора, и за ним десять тысяч человек. Тогда Господь привел в замешательство Сисару и все колесницы его и все ополчение его от меча Варакова, и сошел Сисара с колесницы и побежал пеший. Варак преследовал колесницы его и ополчение до Харошеф-Гоима, и пало все ополчение Сисарино от меча, не осталось никого. Сисара же убежал пеший в шатер Иаили, жены Хевера Кенеянина; ибо между Иавином, царем Асорским, и домом Хевера Кенеянина был мир. И вышла Иаиль навстречу Сисаре и сказала ему: зайди, господин мой, зайди ко мне, не бойся. Он зашел к ней в шатер, и она покрыла его ковром. Сисара сказал ей: дай мне немного воды напиться, я пить хочу. Она развязала мех с молоком, и напоила его и опять покрыла его. Сисара сказал ей: стань у дверей шатра, и если кто придет и спросит у тебя и скажет: "нет ли здесь кого?", ты скажи: "нет". Иаиль, жена Хеверова, взяла кол от шатра, и взяла молот в руку свою, и подошла к нему тихонько, и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле; а он спал от усталости - и умер. И вот, Варак гонится за Сисарою. Иаиль вышла навстречу ему и сказала ему: войди, я покажу тебе человека, которого ты ищешь. Он вошел к ней, и вот, Сисара лежит мертвый, и кол в виске его. И смирил Бог в тот день Иавина, царя Ханаанского, пред сынами Израилевыми. Рука сынов Израилевых усиливалась более и более над Иавином, царем Ханаанским, доколе не истребили они Иавина, царя Ханаанского** Итак, затем Девора предсказала события битвы. Варак, как ему было приказано, вел армию вперед; Иаиль праздновала победу, ибо пророчество Деворы сражалось за нее: Девора таинственно раскрыла будущий расцвет Церкви среди язычников, для которой нужно было одержать верх над Сисарой, то есть над противостоящими ей силами. Значит, для нас сражались предсказания пророков, для нас проницательность и оружие пророков добывали победу. И по этой причине именно Иаиль, а не народ израильский, принесла победу над врагом. Несчастен народ, который, обратив врага в бегство, не смог преследовать его силой веры. И по их вине спасение пришло к язычникам; из-за медлительности иудеев победа была отложена для нас. Иаиль тогда уничтожила Сисару, которого отряд опытных иудейских воинов обратил в бегство под водительством их блестящего лидера, ибо таково толкование имени Варак; поскольку часто, как мы читаем, молитвы и заслуги пророков обеспечивали отцам помощь с небес. И уже в то время готовилась победа над духовной немощью для тех, о ком в Евангелии сказано: //Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира// [[new:mf:25:34|(Мф. 25:34)]]. Итак, начало победы - от отцов, ее завершение - в Церкви. Но Церковь не преодолевает мощь врага с помощью оружия сего мира. Она делает это духовным оружием, которое есть //не плотское, но сильное Богом на разрушения твердынь: им ниспровергаем замыслы// [[new:2kor:10:04|(2 Кор. 10:4)]]. И жажда Сисары была утолена кувшином молока, потому что мудрость его одолела: то, что полезно для нас в качестве еды, является смертоносным и ослабляет силу врага. Оружием Церкви является вера, оружием Церкви является молитва, они и побеждают врага. Итак, в этой истории, дабы стало это поводом для размышлений, женщина стала судьей, женщина восстановила порядок, женщина пророчествовала, женщина торжествовала победу, и, вступив в ряды сражающихся, учила мужчин воевать под водительством женщины. Что же касается таинства, то сражение веры - это победа Церкви. **//О вдовах.//** ===== Ориген ===== Ст. 11-24 **Хевер Кенеянин отделился тогда от Кенеян, сынов Ховава, родственника Моисеева, и раскинул шатер свой у дубравы в Цаанниме близ Кедеса. И донесли Сисаре, что Варак, сын Авиноамов, взошел на гору Фавор. Сисара созвал все колесницы свои, девятьсот железных колесниц, и весь народ, который у него, из Харошеф-Гоима к потоку Киссону. И сказала Девора Вараку: встань, ибо это тот день, в который Господь предаст Сисару в руки твои; Сам Господь пойдет пред тобою. И сошел Варак с горы Фавора, и за ним десять тысяч человек. Тогда Господь привел в замешательство Сисару и все колесницы его и все ополчение его от меча Варакова, и сошел Сисара с колесницы и побежал пеший. Варак преследовал колесницы его и ополчение до Харошеф-Гоима, и пало все ополчение Сисарино от меча, не осталось никого. Сисара же убежал пеший в шатер Иаили, жены Хевера Кенеянина; ибо между Иавином, царем Асорским, и домом Хевера Кенеянина был мир. И вышла Иаиль навстречу Сисаре и сказала ему: зайди, господин мой, зайди ко мне, не бойся. Он зашел к ней в шатер, и она покрыла его ковром. Сисара сказал ей: дай мне немного воды напиться, я пить хочу. Она развязала мех с молоком, и напоила его и опять покрыла его. Сисара сказал ей: стань у дверей шатра, и если кто придет и спросит у тебя и скажет: "нет ли здесь кого?", ты скажи: "нет". Иаиль, жена Хеверова, взяла кол от шатра, и взяла молот в руку свою, и подошла к нему тихонько, и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле; а он спал от усталости - и умер. И вот, Варак гонится за Сисарою. Иаиль вышла навстречу ему и сказала ему: войди, я покажу тебе человека, которого ты ищешь. Он вошел к ней, и вот, Сисара лежит мертвый, и кол в виске его. И смирил Бог в тот день Иавина, царя Ханаанского, пред сынами Израилевыми. Рука сынов Израилевых усиливалась более и более над Иавином, царем Ханаанским, доколе не истребили они Иавина, царя Ханаанского** На какую же тайну указывает нам текст этого повествования? Та иноплеменная жена Иаиль, о которой пророчество [Деворы] изрекло, что победа будет //в руке женщины// [[old:sud:04:09|(Суд. 4:9)]], символизирует Церковь, которая собирается из иноплеменных народов. Иаиль же переводится как «восхождение», потому что поистине нет другого восхождения, чтобы взойти на небо, кроме как через Церковь многоразличной премудрости Божией. Поэтому она, восходя от телесного к духовному и от земного к небесному, убила Сисару, который, как мы уже сказали выше, символизирует плотские пороки и душевного, или земного, человека, потому что Сисара переводится как «видение коня», о котором Писание говорит: //Не будьте как конь и лошак, у которых нет разумения// [[old:ps:031:09|(Пс. 31:9)]]. Итак, она убила его колом, то есть повергла его острием и силой крестного древа. И не без причины написано, что она вонзила кол в его челюсть. Ибо те уста, которые говорили о плотском, и то учение, которое предпочитало плотскую славу и убеждало через мудрецов сего века жить в веселье и удовольствии, и прельщало человеческий род преклонением перед роскошью, те уста, повторяю, пронзаются и сокрушаются крестным древом, потому что тот путь, который философия удовольствия провозгласила широким и пространным, Христос показывает нам тесным и узким путем спасения. Таким образом, Иаиль - Церковь, предала вечному сну начальника пороков - Сисару, покрытого кожами, то есть усыпленного умерщвлением членов. **//Гомилии на Книгу Судей.//** ===== Сальвиан Марсельский ===== Ст. 11-24 **Хевер Кенеянин отделился тогда от Кенеян, сынов Ховава, родственника Моисеева, и раскинул шатер свой у дубравы в Цаанниме близ Кедеса. И донесли Сисаре, что Варак, сын Авиноамов, взошел на гору Фавор. Сисара созвал все колесницы свои, девятьсот железных колесниц, и весь народ, который у него, из Харошеф-Гоима к потоку Киссону. И сказала Девора Вараку: встань, ибо это тот день, в который Господь предаст Сисару в руки твои; Сам Господь пойдет пред тобою. И сошел Варак с горы Фавора, и за ним десять тысяч человек. Тогда Господь привел в замешательство Сисару и все колесницы его и все ополчение его от меча Варакова, и сошел Сисара с колесницы и побежал пеший. Варак преследовал колесницы его и ополчение до Харошеф-Гоима, и пало все ополчение Сисарино от меча, не осталось никого. Сисара же убежал пеший в шатер Иаили, жены Хевера Кенеянина; ибо между Иавином, царем Асорским, и домом Хевера Кенеянина был мир. И вышла Иаиль навстречу Сисаре и сказала ему: зайди, господин мой, зайди ко мне, не бойся. Он зашел к ней в шатер, и она покрыла его ковром. Сисара сказал ей: дай мне немного воды напиться, я пить хочу. Она развязала мех с молоком, и напоила его и опять покрыла его. Сисара сказал ей: стань у дверей шатра, и если кто придет и спросит у тебя и скажет: "нет ли здесь кого?", ты скажи: "нет". Иаиль, жена Хеверова, взяла кол от шатра, и взяла молот в руку свою, и подошла к нему тихонько, и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле; а он спал от усталости - и умер. И вот, Варак гонится за Сисарою. Иаиль вышла навстречу ему и сказала ему: войди, я покажу тебе человека, которого ты ищешь. Он вошел к ней, и вот, Сисара лежит мертвый, и кол в виске его. И смирил Бог в тот день Иавина, царя Ханаанского, пред сынами Израилевыми. Рука сынов Израилевых усиливалась более и более над Иавином, царем Ханаанским, доколе не истребили они Иавина, царя Ханаанского** Итак, мы читаем, что Бог - если желает, чтобы было совсем понятно, что великие свершения делаются Им, - творит их либо через немногих [людей], либо через самых смиренных, дабы деяния Его небесной десницы не оказались приписанными силе человека. Вот и вождь Сисара, перед которым содрогалось иудейское войско, сражён был женой. **//О правлении Бога.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Хевер Кенеянин отделился тогда от Кенеян, сынов Ховава, родственника Моисеева, и раскинул шатер свой у дубравы в Цаанниме близ Кедеса** Нужно заметить, что близ Кедеса, у дуба Цаанним (по Таргуму - в равнине болот), в это время жил Xевер кенеянин (ср. [[old:nav:19:33|Нав. 19:33]]), переселившийся сюда с юга Палестины, который был в союзе с израильтянами. //**Толковая Библия.**// [<10>]