[<10>] ====== Толкования на Тов. 1:1 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 1-3 **Книга ска­за­ний Товита, сына Товиилова, Ананиилова, Адуилова, Гаваилова, из племе­ни Асиилова, из колена Неффалимова, который во дни Ассирийского царя Енемессара взят был в плен из Фисвы, находящейся по правую сторону Кидия Неффалимова, в Галилее, выше Асира. Я, Товит, во все дни жизни моей ходил путями истины и правды и делал много бла­го­деяний братьям мо­им и народу моему, при­шедшим вместе со мною в страну Ассирийскую, в Ниневию.** //Введение к повествованию книги о Товите: родословие Товита, верность этого израильтянина единому законному иерусалимскому богослужению при всеобщем религиозном разобщении и отпадении десяти израильских колен от дома Давидова// Надписание книги, с указанием главного ее предмета. Имя «Товит», без сомнения, тождественное по происхождению и значению с именем «Товия», евр. //Товийягу, Товийя// ([[old:2par:17:08|2 Пар XVII:8]]; [[old:neem:04:03|Неем IV:3]], [[old:neem:04:07|7]]; [[old:zah:06:10|Зах VI:10]], [[old:zah:06:14|14]]), с еврейского означает: «благо Иеговы», «благ Иегова» и под.; в настоящем виде представляет эллинизованную форму еврейского имени (подобно 'Ελισάβετ в евр. //Елишева//). Длинное родословие Товита по восходящей линии может указывать на знатность рода и фамилии Товита в колене Неффалимовом (в Вульгате родословие Товита опущено). Выражение «книга сказаний» Товита, слав. «книга словес» Т., LXX βίβλος λόγων Τωβίτ, в новое время понимается большею частью в смысле genet. object «повествование о //Товите//», но вполне допустимо понимание этого выражения и в качестве genet. subject: «рассказ //Товита//», письменное произведение Т.: в пользу последнего понимания говорят как последовательно удерживаемая до [[old:tov:03:06|III гл. 6 ст.]] форма повествования от лица самого Товита в первом лице, так и прямое свидетельство книги о том, что Товит и Товия, согласно с повелением Ангела, не только устно прославляли Бога за все благодеяния, но и должны были все случившееся записать (LXX: γράψατε, Vulg. scribite ХII:20 ср. ст. и XIII:1), что, без сомнения, и было исполнено ими, так что Товиту и Товии могли принадлежать, по крайней мере, некоторые первоначальные записи, легшие в основу содержания книги (ср. у //проф. Дроздова//, с. 250–257). Место прежнего жительства Товита в Палестине определяется выражением //«из Фисвы, находящейся по правую сторону Кидия Неффалимова в Галилее выше Асира»// (ст. 2). Упоминаемую здесь Фисву или, по Синайскому списку LХХ, Фиву в колене Неффалимовом (в Вульгате имя Фисва опущено), след., на севере Палестины — позднейшей Галилее и к западу от Иордана следует отличать от Фесвы, родины пророка Илии ([[old:3ts:17:01|3 Цар XVII:1]]) — города на восточной стороне Иордана в Галааде (ср. Onomast, 517): может быть, именно для предупреждения смешения этих двух городов или ввиду малоизвестности той Фисвы, в которой жил Товит до переселения в плен, положение последнего города определяется (ст. 2) весьма подробно: она лежала по правую сторону, т. е. к югу (при определении положения стран и местностей евреи за исходный пункт принимали восток, так что восточная сторона считалась передней, западная задней, южная правой и северная левой) от Кидия Неффалимова в Галилее выше Асира, έκ δεξιών Κυδίων (Κοδίως) τής Νεφθαλείμ έν τη Γαλιλαία υπεράνω Ασήρ. Под именем Кидия здесь разумеется город, который в еврейском тексте Библии называется Qedesch, у LXX Kaδής, или Κέδες, у И. Флавия Κεδέση, Κέδαδα, Κύδισα), именно, в отличие от городов этого имени в Иудином колене ([[old:nav:15:23|Нав XV:23]]) и Иссахаровом ([[old:1par:06:72|1 Пар VI:72]]), здесь Кидия или Кедес называется принадлежащим к Неффалимову колену галилейским городом. Это был один из главных и наиболее древних городов северной Палестины или Галилеи: упоминается уже в Телль-Амарнских письмах и египетских надписях: был столицей одного из хананейских царей, побежденных И. Навином ([[old:nav:12:22|Нав XII:22]]), потом сделался жребием Неффалимовым ([[old:nav:19:37|Нав XIX:37]]), был отдан левитам ([[old:1par:06:72|1 Пар VI:72]]) и сделался местом убежища для невольных убийц ([[old:nav:20:07|Нав XX:7]]; [[old:nav:21:32|XXI:32]]: в обоих этих местах он назван «Кедес в Галилее»), был родиною Вараха ([[old:sud:04:06|Суд IV:6]]); подвергся вместе с другими смежными городами опустошению при израильском царе Факее со стороны Феглаффелассара, царя ассирийского ([[old:4ts:15:29|4 Цар XV:29]]), но затем был заселен после пленения и упоминается в эпоху Маккавеев ([[old:1mak:11:63|1 Мак XI:63]], [[old:1mak:11:73|73]]). По И. Флавию, К. лежит в Верхней Галилее (= Галилея северная или языческая, [[old:is:09:01|Ис IX:1]]; [[old:1mak:05:15|1 Мак V:15]]), между областью Тира и Галилеей (Древн. V, 1, 24, XVIII, 5, 6), представляя пограничную крепость тирян (Иуд. война, IV, 2, 3). См. Onomast 583; у //проф. Дроздова,// с. 417–418; Толков. Библ. т. II, с. 327 и 516. Теперь на месте Кедеса, к северо-западу от Семахонитского озера, бахрат-ел-Хуле — древнего оз. Мером, находится небольшое селение Кадес со множеством древних саркофагов. //Robinson// Palast. III, 622. //Buhl//, Geogr. d. alt. Palast., 8, 235. Под Асиром (ст. 2) толкователи обыкновенно понимают город Асор, взятый И. Навином по умерщвлении царя этого города Навина ([[old:nav:11:01|Нав XI:1]] сл. кн. [[old:sud:04:02|Суд IV:2]]), затем принадлежавший Неффалимову колену [[old:nav:19:36|(Нав ХIX:36–37]]); он укреплен был Соломоном [[old:3ts:09:15|3 Цар IX:15]], после вместе с Кедесом взят был Феглаффелассаром ([[old:4ts:15:29|4 Цар XV:29]]). По И. Флавию (Древн. V, 5, 1), лежал на Семахонитском озере (Мером), теперь — холм Телл-ел-Харрави с остатками древних сооружений. См. Onomast. 167; //проф. Олесницкого//, Святая земля, т. II, с. 479; //проф. Дроздова//, с. 419–421; Толков. Библ. т. II, с. 324. Некоторые толкователи, на основании чтения Vulg.: post viam, quae ducit ad occidenten (в Синайск. код. этому соответствует: οπίσω δυσμών ηλίου, по аналогии с [[old:vtor:11:30|Втор XI:30]]), не без основания усматривают здесь определение местоположения Фисвы при дороге, или на запад от дороги, пролегавшей через Верхнюю Галилею в направлении с востока к западу, т. е. от Иордана к Средиземному морю (одна такая дорога шла от Акко в северном направлении через горы Неффалимовы к Кесарии Филипповой, другая пролегала близ Кедеса, Асора и Фисвы). См. у //проф. Дроздова//. с. 424. Пленение Товита с соплеменниками приписывается в кн. Товита ассирийскому царю Енемессару (по текстам LXX и слав. русск.) или Салманассару (по Vulg. Chald. Hebr. Munst.): последнее вполне согласуется со свидетельством [[old:4ts:17:03|4 Цар XVII:3–6]]; [[old:4ts:18:09|XVIII:9–11]] о разрушении царства Израильского и о пленении жителей Салманассаром (обыкновенно наз. Салманассар IV), так что отведение Товита в плен падает на время окончательного разрушения Самарии и царства Израильского при последнем царе его Осии, или в 6-й год царствования Езекии. Как 4 Царств, так и кн. Товита здесь по букве расходятся со свидетельством ассирийских памятников, по которым окончательно взял Самарию и переселил израильтян в Ассирию не Салманассар, а Саргон, но это кажущееся противоречие легко устранимо частью тем соображением, что один из этих царей — именно Саргон лишь закончил начатое другим — Салманассаром дело осады Самарии и пленения израильтян, частью — возможностью принадлежности этих двух имен одному и тому же ассирийскому царю (см. у //проф. Дроздова//, с. 432–440; сн. Толков. Библ. т. II, с. 519). Не противоречит равным образом рассматриваемое свидетельство кн. Товита и свидетельству [[old:4ts:15:29|4 Цар XV:29]], по которому еще предшественник Салманассара IV — Феглаффелассар III при Фахее израильском и Ахазе, между прочим, «взял Асор, и Галаад, и Галилею, //всю землю Неффалимову//, и переселил их в Ассирию», так как в этом случав могло иметь место частичное выселение жителей с территории Неффалимова колена. Местом жительства Товита и некоторых из его соплеменников в Ассирии служила, по книге Товита, Ниневия ([[old:tov:01:03|I:3]]; [[old:tov:07:03|VII:3]]; [[old:tov:11:14|XI:14–16]]; [[old:tov:14:01|XIV:1]]). Свидетельство это, вопреки мнению некоторых исследователей кн. Товита, удобосогласимо со свидетельством [[old:4ts:17:06|4 Цар XVII:6]]; [[old:4ts:18:11|XVIII:11]] о территории расселения израильтян в ассирийском плену, — и это тем более, что и по книге Товита, как по 4 Цар, израильские поселенцы были и в городах мидийских: Рагах или Раге ([[old:tov:05:01|V:1]], [[old:tov:05:20|20]]; [[old:tov:05:06|V:6]]; [[old:tov:09:02|IX:2]]) и Екбатанах ([[old:tov:03:07|III:7]]; [[old:tov:07:01|VII:1]]; [[old:tov:14:12|XIV:12–13]]). [<10>]