[<10>] ====== Толкования на Тов. 2:3 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 3-8 **И при­шел он и сказал: отец мой, один из племе­ни нашего удавлен­ный брошен на площади. Тогда я, пре­жде нежели стал есть, по­спешно выйдя, убрал его в одно жилье до захожде­ния солнца. Возвратив­шись, совершил омове­ние и ел хлеб мой в скорби. И вспомнил я про­роче­с­т­во Амоса, как он сказал: праз­дники ваши обратят­ся в скорбь, и все увеселе­ния ваши – в плач. И я плакал. Когда же зашло солнце, я по­шел и, выкопав могилу, по­хоронил его. Соседи насмехались надо мною и говорили: еще не бо­ит­ся он быть убитым за это дело; бегал уже, и вот опять по­гребает мертвых.** //Товия приносит известие, что один удавленный еврей брошен на площади, и Товит погребает его// Из того, что при случайном выходе Товии на улицу сразу обнаружился случай казни еврея (ст. 3), не без основания заключают (напр., //Calmet//), что преследования израильтян, начатые Сеннахиримом, не совсем прекратились и при Асаргаддоне, несмотря на относительную мягкость этого царя и близость к нему Ахикара, родственника и покровителя Товита, вероятно, вообще расположенного к пленным израильтянам. Образ действий Товита при этом случае, и во многих других, обнаруживает в нем истинного ревнителя закона: исполнив требования любви к умершему соплеменнику — погребением его тела, — что Товит делал весьма часто в тяжкое для пленных евреев время ([[old:tov:01:18|I:18]]; [[old:tov:12:12|XII:12]]), — он спешит выполнить и постановление закона о ритуальной чистоте ([[old:chis:19:16|Чис XIX:16]] д.), хотя, за неимением жертвенного культа в плену и, конечно, очистительного пепла рыжей телицы, совершает очищение простым омовением (LXX: 'ελουσάμην). То обстоятельство, что в книге Товита не раз говорится о погребении Товитом умерших, оставленных без погребения, — как преимущественном виде благотворительности этого мужа ([[old:tov:01:17|I:17–18]]; [[old:tov:02:03|II:3–4]], [[old:tov:02:07|7–9]]; [[old:tov:04:17|IV:17]]; [[old:tov:12:12|XII:12]]), — дало повод некоторым исследователям (напр., Зимроку, Келеру, Коскену ) усмотреть сходство кн. Товита с распространенной во многих странах (Армении, Италии, Турции, Сербии, России) легендой о благодарном умершем, где погребение непогребенного трупа является источником благополучия для совершившего погребение, аналогию чему в книге Товита будто бы представляет благотворение Ангела семье Товита. Но указываемые черты сходства имеют чисто внешний и случайный характер и отнюдь не дают основания говорить о взаимной зависимости книги Товита и названной выше легенды (см. у //проф. Дроздова,// с. 312–318). Бедствия плена, тяжесть которых живо чувствовалась в великие праздники, являвшиеся для теократического сознания народа Божия источником великой радости, естественно, привело на память Товиту, без сомнения, хорошо знавшему закон и пророков, — соответствующее пророчество Амоса VIII гл., [[old:am:08:10|10 ст.]] (подобным образом писатель 1 Маккавейской кн. воспоминает это пророчество, [[old:1mak:01:39|1 Мак I:39–41]], при изображении бедствий иудеев под владычеством сирийцев), это одна из немногих прямых цитат в библейских книгах. [<10>]