[<10>] ====== Толкования на Тов. 4:10 ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== **ибо милостыня избавляет от смерти и не по­пускает сойти во тьму** Милостивый-то и есть человек; или лучше – миловать значит быть Богом. Видишь, какая сила милости Божьей? Она произвела все, она создала мир, она сотворила ангелов, единственно по благости. И геенной угрожает Бог для того, чтобы нам получить царство (небесное); а царство получаем мы по милости. Для чего, скажи, Бог, будучи един, сотворил так много (существ)? Не по благости ли? Не по человеколюбию ли? Если ты будешь спрашивать, почему то, почему другое, – везде найдешь (что причина) благость. Итак, будем милостивы к ближним, чтобы нам и самим быть помилованными. Не столько для них, сколько для самих себя мы собираем этот елей на будущий день. Когда будет сильный пламень огненный, то этот елей ((Слова έλαιον елей и έλεον милость св. Иоанн Златоуст употребляет как тождественные.)) угасит огонь и будет для нас виною света. Таким образом через нее (милость) мы избавимся от огня геенского. В противном случай за что умилосердится и помилует нас (Бог)? Милосердие происходит от любви. И ничто так не раздражает Бога, как немилость. Приведен был к Нему некто должный тысячами талантов, и Он умилосердившись отпустил (ему долг). Но когда он начал душить подобного себе раба, который должен был ему сто динариев, то за это Господь //«отдал его истязателям»// [[new:mf:18:34|(Мф. 18:34)]], пока не отдает долга. Слыша это, будем милостивы к тем, которые должны нам деньгами, грехами; никто не будь злопамятен, если не хочешь обидеть себя самого. Не прощая другому, ты не столько его огорчаешь, сколько себя обижаешь. Когда ты мстишь ему, то не мстит ему Бог. Когда же ты прощаешь, то Бог или мстит ему, или твои грехи прощает. А не прощая ближнему, как ты ищешь царствия? Итак, чтобы нам не пострадать, будем прощать всем; через это и сами получим прощение; будем прощать, чтобы и Бог простил нам грехи наши, и, таким образом, чтобы мы достигли будущих благ (благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь). //**Беседа 5 на Послание к Филиппийцам.**// ===== Сщмч. Поликарп Смирнский ===== **ибо милостыня избавляет от смерти и не по­пускает сойти во тьму** Когда можете благотворить, не откладывайте этого, **ибо милостыня избавляет от смерти**. Все будьте уступчивы друг другу, чтобы поведение ваше было безупречно среди язычников [[new:1pet:02:12|(1 Пет. 2:12)]], и таким образом и вы получили похвалу за свои добрые дела, и имя Господне не подверглось из-за вас хулению. //**Послание к Филиппийцам. 10. Увещание к добродетели.**// ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **ибо милостыня избавляет от смерти и не по­пускает сойти во тьму** **Милостыня избавляет от смерти.** Но, однако, не от той смерти, которую однажды уничтожила кровь Христа и от которой нас освободила благодать спасительного крещения и нашего Искупителя, но от той, которая позже незаметно прокралась через грехи. //**Письма.**// =====Свт. Димитрий Ростовский===== **ибо милостыня избавляет от смерти и не по­пускает сойти во тьму** Разве не свидетельствуют о всем, что здесь бывает, божественные писания, постоянно читаемые в святых церквах устами священнослужителей? Но пристрастившиеся к земной суете пренебрегают всем этим, поставляя всю сладость жизни в вседневном объедении и пьянстве: каждый день они едят без меры и упиваются, отложив страх Божий; и имея у себя чрево вместо Бога, они совершенно не помышляют о будущей жизни и не помнят Слова Божия, которое говорит: Горе вам, пресыщенные ныне, ибо будете голодны. //«Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете»// [[new:lk:06:25|(Лк. 6:25)]]. Они маловерно думают, что все, что говорится в Божественном писании, суть басни, и пренебрегают написанным, //«пируя с тимпанами»// ((Т.е. при звуке тимпанов и хорового пения. Тимпан – музыкальное орудие, в которое ударяют палочкой, нечто вроде литавров и ручных бубнов.)), подобно евангельскому богачу, //«и каждый день пиршествовали блистательно»// [[new:lk:16:19|(Лк. 16:19)]]. Впрочем те из них, которые милосердны к бедным, благодетельствуют нищим и убогим и помогают требующим помощи, те получают от Бога прощение грехов своих и беспрепятственно проходят мытарства, ради своей милости, ибо священное писание говорит: **«милостыня от смерти избавляет»**. Таким образом, творящие милостыню получают жизнь вечную; тем же, кто не старается милосердием очистить грехи свои, невозможно избегнуть сих испытаний, и их похищают мрачные мытари, которых ты видела; подвергая сии души жестоким мучениям, они низводят их в самые преисподние места ада и держат там в узах до страшного суда Христова. //**Житие преподобного отца нашего Василия Нового (мытарства блаженной Феодоры).**// =====Лопухин А.П.===== **ибо милостыня избавляет от смерти и не по­пускает сойти во тьму** См. Толкование на [[old:tov:04:03#lopuxin_ap|Тов. 4:3]] [<10>]