[<10>] ====== Толкования на Тов. 5:1 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 1-3 **И сказал Товия в ответ ему: отец мой, я исполню все, что ты завещаешь мне; но как я могу по­лучить серебро, не зная того человека? Тогда отец дал ему расписку и сказал: найди себе человека, который сопут­с­т­во­вал бы тебе; я дам ему плату, по­ка еще жив, и ступайте за серебром.** //Отправление Товии в Раги Мидийские в сопровождении Ангела Рафаила, явившегося под видом юноши Азарии// В принятом греческом тексте, как и в слав.-русск. переводах, речь [[old:tov:05:02|ст. 2–3]] сокращена до темноты: так опущено указание времени, когда были оставлены Товитом деньги у Гаваила ([[old:tov:01:14|I:14]]; [[old:tov:04:20|IV:20]]), именно: двадцать лет тому назад (код. Синайск. Vet. Latin.); равным образом из принятого текста не видно, какого рода расписку и для чего Товит передал сыну: в нем опущено находящееся в Синайск. код. и Vet. Latina сообщение о том, что, кроме расписки, написанной Гаваилом и находившейся у Товита, была еще другая расписка, написанная Товитом и «ставленная при деньгах у Γаваила (χειρόγραφον αυτού έδωκεν μοι καί χειρόγραφον έδωκα αύτφ, καί διείλον εις δύο. καί ελάβομεν εκάτερος έν, καί έθηκα μετά τού αργυρίου [[old:tov:05:03|ст. 3]] по Синайск. списку LXX). Именно такая версия оправдывается историческими данными. В Ассиро-Вавилонии, как видно из множества сохранившихся так называемых контрактовых таблиц или частных документов юридического и делового характера, обычай ограждать право собственности письменными документами был весьма распространен, и эти документы составлялись с такою тщательностью, что способны вызвать удивление даже со стороны современных нам юристов. В частности же при отдаче кому-либо денег на сохранение, писалась, кроме лица, принимавшего деньги на сохранение, еще расписка собственником денег, которую клали обыкновенно вместе с деньгами. Таким образом сообщение книги Товита (по код. Син. и Vet. Lat) о двух денежных расписках вполне соответствует обычаям Ассиро-Вавилонии, к которым должны были более или менее применяться пленные израильтяне. И сообщение книги Товита, что Товит только в царствование Асаргаддона отправил сына своего Товию в Мидию для получения денег, оставленных у Гаваила 20 лет назад, также подтверждается исторически — отсутствием безопасных путей и мирных сношений с Мидией в бурное царствование Сеннахирима (ср. [[old:tov:01:15|I:15]]), а также в первые годы царствования Асаргаддона, занятые целым рядом войн с целью усмирения восстаний. Но даже и в наступившее затем мирное время отдаленное путешествие, как вообще в древности, не могло быть предпринято без спутника, о котором поэтому и заботится Товит, [[old:tov:05:03|ст. 3]] и д. **//Толковая Библия.//** [<10>]