[<10>] ====== Толкования на Тов. 8:1 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 1-3 **Когда окончили ужин, ввели к ней Товию. Он же, идя, вспомнил слова Рафаила, и взял курильницу, и по­ложил сердце и печень рыбы, и курил. Демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел.** //Изгнание демона (Асмодея) и обоюдная молитва новобрачных — Товии и Сарры// Избавление Сарры от злого духа, конечно, не может быть приписываемо физическим свойствам сердца и печени рыбы или самому курению или запаху, исходившему при сжигании этих частей: этого рода вещественные средства не могли оказать непосредственного действия на бестелесного духа — Асмодея. Смысл этого свидетельства, ст. 1–3, об избавлении Сарры от Асмодея просто тот, что это избавление было чудесным и посредствовалось некоторым вещественным средством. В этом отношении чудо это не противоречит характеру других библейских чудес, которые обычно соединяются с внешними действиями и с вещественными средствами (см. напр., [[old:chis:21:08|Чис XXI:8–9]]; сн. Толков. Библ. т. I или [[old:4ts:02:19|4 Цар II:19]], [[old:4ts:02:22|22]] и Толков Библ. т. II). Равным образом мысль, ст. 3, об удалении Асмодея в Верхний Египет, т. е. в пустыню, и о связании его Ангелом (Рафаилом) может быть приведена в согласие с библейской ангелологией и демонологией, поскольку пустыня являлась в представлении евреев жилищем злых духов ([[old:lev:16:start|Лев XVI]]; [[old:lev:17:07|XVII:7]]; [[old:lev:13:21|XIII:21]]; [[old:lev:34:18|XXXIV:18]]; ср. [[new:mf:12:43|Мф XII:43]]), а также понятие «связать», т. е. лишить возможности действия, не раз употребляется священными писателями в отношении злых духов ([[new:mf:12:29|Мф XII:29]]; [[new:2pet:02:04|2 Пет II:4]]; [[new:iud:01:06|Иуд 6 ст.]]), причем в Апокалипсисе связание сатаны на 1000 лет усвояется Ангелу, имеющему ключ от бездны ([[new:otkr:20:01|Откр XX:1–3]], ср. [[old:tov:12:09|ХII:9]]) (см. у //А. Глаголева//, Ветхоз. Библ., учение об ангелах, с. 591,695). [<10>]