[<10>] ====== Толкования на Тов. 12:11 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 11-15 **Не скрою от вас ничего; я сказал уже: тайну цареву при­лично хранить, а о делах Божиих объявлять по­хвально. Когда молил­ся ты и невестка твоя Сарра, я воз­носил память молитвы вашей пред Святаго, и когда ты хоронил мертвых, я также был с тобою. И когда ты не обле­нил­ся встать и оставить обед свой, чтобы пойти и убрать мертвого, твоя бла­го­твори­тель­ность не утаилась от меня, но я был с тобою. И ныне Бог по­слал меня увраче­вать тебя и невестку твою Сарру. Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые воз­носят молитвы святых и восходят пред славу Святаго.** //Рафаил открывает себя Товиту и Товии, объявляет им свою небесную природу и свое полученное от Бога служение и, в частности, миссию относительно Товита и Сарры// Теперь Ангел, доселе почитаемый Товитом и Товией за человека Азарию, открывает им истинное существо и достоинство свое. При этом — согласно общему ходу развития библейской ангелологии — сначала (ст. 12–14) сообщает им о своих действиях в отношении к Товиту и Сарре (ср.[[old:tov:03:16|III:16–17]]) — о своей земной миссии (ст. 14), а затем открывает им и небесное достоинство свое, положение в небесной иерархии. Упомянув о сокровенной, невидимой стороне описанной в книге Товита истории — о том, что как молитва Товита и Сарры ([[old:tov:03:02|III:2–6]]; [[old:tov:03:11|11–15]]) в свое время была возносима Ангелом пред Святого (ср. [[new:otkr:08:03|Откр VIII:3–4]]), так и благотворительность Товита в деле погребения умерших соплеменников ([[old:tov:01:17|I:17–19]]; [[old:tov:02:01|II:1–5]]) была совершаема при невидимом содействии Ангела (ст. 12–13), затем о деятельности своей в качестве небесного посланника для уврачевания недугов Товита и Сарры (ст. 14). Ангел, наконец, объявляет Товиту и Товии истинную природу свою: //«Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитву святых и восходят пред славу Святаго»// (ст. 15). Вместо стоящих в принятом греческом тексте книги слов: 'oi προσαναφέρουσιν τάς προσευχάς των αγίων — возносят молитвы святых, — слов, по-видимому, перенесенных в ст. 15-й из стиха 12-го, в Синайском кодексе имеются слова: οι παρεσιήκασι, «которые предстоят (славою Святого)»; равным образом и в Вульгате: qui //adstamus// ante Dominum. Выражение «предстоять» пред кем-либо взято из практики или обычаев при древних восточных царских дворах и в Библии часто употребляется как о земных отношениях — предстоянии слуг царя пред его престолом ([[old:1ts:22:07|1 Цар XXII:7]]; [[old:3ts:10:08|3 Цар X:8]]; [[old:3ts:12:06|XII:6]], [[old:3ts:12:08|8]]), так и для выражения представления о небесном служении ангелов Богу (напр., см [[old:3ts:22:19|3 Цар XXII:19]]; [[old:is:06:02|Ис VI:2]]; [[old:dan:07:10|Дан VII:10]]). Конечно, это «предстояние» ангелов Богу должно быть понимаемо в совершенно общем значении служения их Богу, каковое служение не может ограничиваться небесною лишь сферою бытия ангелов, но обнимает и посланничество их Богом на землю для целей спасения людей. Поэтому ложно деление у раввинов ангелов на собственно «предстоящих» (assistentes) и «служащих» (ministrantes) Богу, из которых будто бы только последние могли быть посылаемы Богом в мир, а первые исключительно предстояли славой Божией. Книга Товита говорит против этого предположения: «предстоящий» Богу Ангел Рафаил //посылается// Богом на землю для целей спасения людей. В общее понятие «предстояния» или служения ангелов Богу входят, само собою, и возношение ангелами молитв людей пред Бога, ст. 12: ходатайство ангелов пред Богом за людей предполагается и в ветхозаветной библейской ангелологии (см., напр., [[old:iov:05:01|Иов V:1]]; [[old:iov:33:23|XXXIII:23]]; [[old:zah:01:12|Зах I:12]]), и — особенно в Новом Завете, — в классическом месте Апокалипсиса гл. VIII, [[new:otkr:08:02|ст. 2–4]]. Поэтому и чтение ст. 15 в принятом греч. тексте (//«которые возносят молитвы святых»//), хотя и является сравнительно менее текстуально засвидетельствованным, но имеет всю силу внутренней достоверности (ср. у //А. Глаголева//, Ветхозав. библ. учение об ангелах: с. 269, 274–275). Что касается семеричного числа предстоящих Богу ангелов, — о чем говорит книга Товита ([[old:tov:12:15|XII:15]]), — то в ветхозаветной канонической письменности до времени плена нет ясных свидетельств о //семи// именно ангелах. Но в книге пророка Иезекииля ([[old:iez:09:01|IX:1–2]]) выступают семь мужей-карателей, видимо, ангелы (ср. [[old:zah:04:10|Зах IV:10]]), а в Апокалипсисе не раз говорится о семи духах или ангелах, стоящих пред престолом Божьим ([[new:otkr:01:04|I:4]]; [[new:otkr:04:05|IV:5]]; [[new:otkr:08:02|VIII:2]], [[new:otkr:08:06|6]]). При этом и кн. Товита и кн. Апокалипсис представляют этих семь ангелов высшими, т. е. архангелами. Таким образом, в существенных своих чертах ангелология кн. Товита совпадает с библейскою ангелологией вообще (ср. у //проф. Дроздова//, с. 368 и д. у //А. Глаголева//, с. 408–409). [<10>]