[<10>] ====== Толкования на Тов. 13:2 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Ибо Он наказует и милует, низводит до ада и возводит, и нет никого, кто избежал бы от руки Его** Святой Царь - Пророк Давид, рассуждая в Псалмах своих о праведнике, возлагающем надежду свою на Господа, говорит: //Вышняго положил еси прибежище Твое. Не придет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко Ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих: на руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу Твою: на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и; яко позна имя Мое: Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есть в скорби, изму его и прославлю его: долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое// [[old:ps:090:09|(Пс. 90:9-16)]]. Сии утешительные слова Царя-Пророка подтверждаются многими примерами, особенно же примерами Товита, сына его, и Сарры, дочери Рагуиловой. Какое непоколебимое в несчастий ограждение от уныния составляет упование на всепремудрый и всеблагий Промысл Божий и свидетельство непорочной совести! //**Начертание Церковно-Библейской истории.**// =====Лопухин А.П.===== Ст. 2-11 **Ибо Он наказует и милует, низводит до ада и воз­водит, и нет никого, кто избежал бы от руки Его. Сыны Израилевы! про­славляйте Его пред язычниками, ибо Он рас­сеял нас между ними. Там воз­вещайте величие Его, пре­воз­носите Его пред всем живущим, ибо Он Го­с­по­дь наш и Бог, Отец наш во все веки: накажет нас за неправды наши, и опять по­милует и соберет нас из всех народов, где бы вы ни были рас­сеяны между ними. Если вы будете обращаться к Нему всем сердцем вашим и всею душею вашею, чтобы по­ступать пред Ним по истине, тогда Он обратит­ся к вам и не скроет от вас лица Своего. Увидите, чтó Он сделает с вами. Прославляйте Его всеми глаголами уст ваших и благо­словляйте Го­с­по­да правды и пре­воз­носите Царя веков. В земле плена моего я про­славляю Его и про­поведую силу и величие Его народу грешников. Обратитесь, грешники, и делайте правду пред Ним. Кто знает, может быть, Он воз­благо­волит о вас и окажет вам милость?Превоз­ношу я Бога моего, и душа моя – Небесного Царя, и радует­ся о величии Его. Пусть все воз­вещают о Нем и про­славляют Его в Иерусалиме. Иерусалим, город святый! Он накажет тебя за дела сынов тво­их и опять по­милует сынов праведных. Славь Го­с­по­да усердно и благо­словляй Царя веков, чтобы снова сооружена была скиния Его в тебе с радостью, чтобы Он воз­веселил среди тебя плен­ных и воз­любил в тебе несчаст­ных во все роды века. Многие народы издалека при­дут к име­ни Го­с­по­да Бога с дарами в руках, с дарами Царю Небесному; роды родов восхвалят тебя с восклицаниями радост­ными.** От личных своих благочестивых чувств и переживаний Товит, как истинный праведник и подлинный носитель заветов Израиля, переводит свой духовный взор к судьбам всего народа Божия и преподает его членам уроки назидания, извлекаемого из грозной кары (плена), постигшей оба еврейские царства из которых он более сосредотачивает внимание на более важном в судьбах ветхозаветной церкви царстве Иудейском со столицей его — Иерусалимом, и предрекает Иерусалиму в будущем — после плена вавилонского — полное воссоздание вместе со святилищем города и народа — храмом (ст. 9–10), а кроме того, прославление религии Израиля и среди других народов ([[old:tov:13:11|ст. 11–14]]). Пророчеством в собственном смысле этого нельзя считать, поскольку во всей книге Товит ни разу не называется пророком и, напротив, обосновывает свои суждения на бывших прежде пророчествах ([[old:tov:02:06|II:6]]; [[old:tov:14:05|ХIV:5]]) и вообще говорит, как тщательно изучивший все Священные Писания пророков. [<10>]