[<10>] ====== Толкования на Втор. 1:15 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, и испытанных, и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по коленам вашим** См. Толкование на [[old:vtor:01:13#prp_efrem_sirin|Втор. 1:13]] ===== Блаж. Августин ===== **И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, и испытанных, и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по коленам вашим** Затем Моисей поставил в народе Божием людей, которые обязаны были заведовать обучением грамотности, хотя еще не были знакомы ни с одной буквой божественного Закона. Писание называет их письмоводителями (grammatoeisagogous), то есть водителями письмен или в письмена: так как они некоторым образом вводят письмена в сердце учащихся, или лучше - вводят в письмена тех, кого обучают. //**О граде Божием.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== I. Паримия в день Трех Святителей (30 января), также во дни памяти Вселенских Соборов, и в неделю Святых Отец, пред Рождеством Христовым. Втор. 1:8–11, 15–17. В сей паримии излагается та часть речей Моисея к сынам Израилевым, в которой он вспоминает об избрании помощников ему по части судебной. **И взях от вас мужи мудры и уметельны и смысленны, и поставих их владети над вами тысященачальники, и стоначальники, и пятьдесятоначальники, и десятоначальники, и письмоводители судиям вашим** Избрание на судебные должности **мужей мудрых и уметельных и смысленных**, т.е. вообще рассудительных в теоретическом и практическом отношении, предоставлено было народу по коленам. Моисей утвердил этот выбор, и выбранных **поставил владеть** сынами Израиля, – заправлять ими в пределах судебной власти. По кругу этой власти одни из судей назывались **тысяченачальниками**, другие – **стоначальниками**, третьи – **пятьдесятоначальниками**, четвертые – **десятоначальниками**. Менее важные дела разбираемы были **десятоначальниками**, более важные восходили на рассмотрение к высшим представителям судебной власти. Дел, которые по особенной важности должны были поступать от них на решение к самому Моисею, было немного, и таким образом у него оставалось больше свободного времени для собственно начальственных распоряжений. При судьях учреждена была должность, тоже по выбору, **письмоводителей**, т.е. делопроизводителей, которые вели запись поступающим делам и записывали судейские приговоры. Этот закон о **судьях** имел силу собственно на время странствования Евреев, по водворении же их в земле обетованной, должен был вступить в действие другой закон, по которому каждое местечко должно было иметь собственных **судей** [[old:vtor:16:18|(Втор. 16:18)]] из местных старейшин, и им предоставлено было право за некоторые преступления (например, за буйство сына против отца) казнить смертью виновных [[old:vtor:21:20|(Втор. 21:20)]]. В спорных или особенно затруднительных случаях местные **судьи** должны были по закону обращаться к посредничеству священников при скинии или храме. Как знатоки и толкователи закона, священники могли постановлять окончательное решение, которому подсудимые должны были непременно подчиняться под страхом смерти за ослушание [[old:vtor:17:08|(Втор. 17:8-12]]. Слич. [[old:1par:23:04|1Пар. 23:4]]; [[old:2par:19:08|2Пар. 19:8–10)]]. //**Толкование на паремии из книги Второзакония**.// ===== Лопухин А.П. ===== **И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых, и испытанных, и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по коленам вашим** См. Толкование на [[old:vtor:01:09#lopuxin_ap|Втор. 1:9]] [<10>]