[<10>] ====== Толкования на Втор. 10:18 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== IV. Паримия в праздник Трех Вселенских Святителей (30-го января), во дни памяти Вселенских Соборов и в Неделю Святых Отец (в декабре пред Рождеством Христовым) (Втор. 10:14–21). Эта паримия содержит речь Моисея, в которой он увещавает Израильтян памятовать любовь к ним Господа и предостерегает от неверности Ему. **Творяй суд пришельцу, и сиру и вдовице, и любит пришельца, дати ему хлеб и ризу** **Пришельцами**, о которых говорится в этом стихе, назывались иноплеменники, жившие среди Израильтян в качестве свободных граждан, или невольников, также чужеземцы-путешественники, или временно проживавшие по каким-нибудь делам в Израильской земле. Господь, отделив в Свое особенное достояние сынов Израиля от других народов, отнюдь не хотел, чтоб это преимущество избранного народа пред другими давало ему повод презирать их и всячески чуждаться их. Нет, любя Свой народ и особенно покровительствуя ему, Он не давал ему в обиду чужестранцев. Он есть Бог **творяй суд пришелцу**. //«Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так для туземца»// [[old:lev:24:22|(Лев. 24:22)]], гласил закон Господень. Города-убежища, – так называвшиеся потому, что в них до произведения формального суда могли находить безопасное пристанище совершившие неумышленное убийство, – были открыты одинаково для туземцев и для пришельцев [[old:chis:35:15|(Чис. 35:15)]]. – Вещественное довольство было улом в земле Израильской не одних туземцев, но и пришельцев. Господь **любит пришельца, дати ему хлеб и ризу**. **Пришельцы** не могли иметь недвижимой собственности в среде Израильтян, но они снискивали средства жизни торговлею, промышленностью, ремесленными занятиями, военною службою и т.п. Кроме того, закон Моисеев вменяет в обязанность сынам Израиля чрез каждые три года допускать пришельцев до участия в десятой части произведений земли своей [[old:vtor:14:28|(Втор. 14:28–29)]], во время жатвы хлеба, собирания маслин и винограда – оставлять в пользу пришельцев снопы на поле, ветви с неснятыми плодами в садах [[old:vtor:24:19|(Втор. 24:19–21)]]. При этом требовалось от живших с Израильтянами чужеземцев одно, – чтобы они чтили истинного Бога, приносили Ему жертвы в храме [[old:lev:17:08|(Лев. 17:8)]], соблюдали закон о субботе [[old:ish:20:10|(Исх. 20:10]]; [[old:ish:23:12|23:13)]], а невольники должны были даже обрезаться. В ряду чужеземцев особенное благоволение Господь являл к Идумеям и Египтянам. По закону Моисееву, дети, которые у них родятся, в третьем поколении могут войти в общество Господне [[old:vtor:23:08|(Втор. 23:8)]], т.е. совершенно слиться с избранным народом, если только, как само собою разумеется, примут обрезание. – Покровительствуя пришельцам, Господь Бог Израилев есть вместе заступник вдов и сирот **творяй суд сиру и вдовице**. Жалко положение этих беспомощных существ, с утратою главы семейства лишившихся главной земной опоры. Но об них печется Отец небесный, и потому никому нельзя безнаказанно обижать их. Он заповедал о них в законе Своем: //«Ни вдовы, ни сироты не притесняйте. Если же ты притеснишь их, то когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечем, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами»// [[old:ish:22:22|(Исх. 22:22–24)]]. Закон Моисеев повелевает торжественно проклинать того, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову [[old:vtor:27:19|(Втор. 27:19)]]. Это одно из тех преступлений, за которые Господь грозил Иудеям опустошением государства их и рассеянием их по лицу земли [[old:is:10:04|(Ис. 10:4]]; [[old:iez:22:07|Иез. 22:7–15)]]. //**Толкование на паремии из книги Второзакония**.// [<10>]