[<10>] ====== Толкования на Втор. 18:15 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 15-19 **Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте, - так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть. И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили. Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу** Второзаконие представляет некоторое повторение и изложение (главного содержания) Моисеевых книг. Поэтому и взятое отсюда место нельзя назвать типом или прообразом из подзаконного богослужения. Однако же так как мы привыкли не оставлять ничего без объяснения, все правильно уразумевая ради Христа, то раскроем читателям и смысл в приведенном изречении. Вот опять неприкровенно высказывается нам тайна о Христе, посредством тайного умозрения искусно преобразовываемая из подобия с Моисеем. Пророка, говорит, вам восставит Господь Бог ваш из братий твоих, как меня. Сам и сейчас же изъясняя, какое из уподобления с ним (Моисеем) умозрение вносят эти слова, присоединяет ясно: **«Согласно всему тому, чего просил ты от Господа Бога твоего на горе Синай в день собрания, говоря: не будем продолжать слышать голос Господа Бога нашего, и на огонь великий этот не будем смотреть более, (и) да не умрем»**. О себе самом утверждает, что был в то время назван посредником, так как собрание иудеев уже оказывалось не в состоянии воспринять сверхъестественное откровение и потому благоразумно отказывались от того, что превышало их силы. А это, очевидно, было боговидение, поражавшее взор необычными явлениями, и чрезмерные и невыносимые для слушателей трубные звуки. Итак, посредничество Моисея, передававшего собранию Божественные установления, служило вспомоществованием немощи тогдашним (иудеям). А перемени опять прообраз на истину, и чрез это уразумеешь Посредника между Богом и людьми Христа, передающего благопослушливым посредством человеческого голоса – когда ради нас Он родился от Жены – неизреченную волю Бога и Отца, известную Ему, и только Одному, поскольку Он мыслится Сыном от Него и Премудростью, ведающим все //«и глубины Божии»// [[new:1kor:02:10|(1Кор. 2:10)]]. И так как телесными очами невозможно было узреть чистую и совершеннейшую, Божественную и неизреченную славу все превышающей Сущности, //«ибо никто не узрит лице Мое, говорит Бог, и жив будет»// [[old:ish:33:20|(Исх. 33:20)]], то Единородное Божие Слово по необходимости сообразуется (с нами), по несказанным путям Промысла облекшись в это человеческое тело, – и делает явной для нас вышнюю, то есть Бога и Отца, волю, говоря: //«Все, что слышал Я от Отца Моего, это возвещаю вам»// [[new:in:15:15|(Ин. 15:15)]], и опять: //«Потому что Я от Себя не говорил, но Пославший Меня Отец – Сам Мне заповедь дал, что сказать и что говорить»// [[new:in:12:49|(Ин. 12:49)]]. Итак, по образу посредничества, и древний Моисей, верно передававший сынам Израиля Божественные определения, может быть мыслим как тип Христа. Но Моисеево посредничество служебное, а Христово – свободное и таинственнейшее, природно касающееся посредствуемых сторон и достигающее до обеих, говорю – посредствуемого человечества и Отца Бога. И действительно, Единородный от Бога есть Бог по природе как неотделимый от сущности Родителя и соприрожденный Ей, поскольку мыслится и из Нее. Но был Он и человеком, поскольку стал плотью, уподобляя Себя нам, дабы чрез Него соединилось с Богом далеко от Него по природе отделенное. Когда поэтому Моисей говорит: **«Восставит Господь вам Пророка, как меня»**, то разумей не иным образом, как тем, о коем мы только что говорили (т. е. по человечеству), так как и Сам Бог подтверждает речь об этом, говоря: //«Право все то, что сказали они, – Пророка им восставлю, как тебя, и положу речи Мои на Него (Ему), и будет говорить им согласно всему тому, что ни заповедаю Ему»//, //«ибо носит все словом силы»// [[new:evr:01:03|(Евр. 1:3)]] Сын, как Павел говорит, и возвещает нам слова Отца как рукоположенный от Него Посредник, по воспеваемому, как от Самого Христа, в псалмах: //«Я же поставлен царем от Него над Сионом, горою святою Его, возвещая повеление Господне»// [[old:ps:002:06|(Пс. 2:6–7)]]. Если же кому угодно и посредством других рассуждений доходить до исследования сходства (между Моисеем и Христом), тот в словах «как меня» может видеть (указание на Христа, как на) законодателя и для доказательства привести изречение (Христа): //«Сказано было древним: не прелюбодействуй, – Я же говорю вам: не вожделевай»// [[new:mf:05:27|(Мф. 5:27–28)]]. Точно так же опять это выражение «как меня» может указывать (на Христа как) на некоего как бы руководителя и наставника к уразумению воли Отца и того, чрез что может стать легко доступным путь к Царству Небесному, – как, без сомнения, и блаженный Моисей являлся для древнейших учителем воспитания по закону, повсюду к собственным словам прилагая: //«Да многое поживешь время, и введет тебя Господь Бог твой в землю, о коей клялся отцам твоим»// (ср. [[old:vtor:04:01|Втор. 4:1]], [[old:vtor:05:16|5:16]], [[old:vtor:06:10|6:10]], [[old:vtor:30:start|30]] и др.). Поскольку же к сказанному прибавил: «и человек, который бы не послушал всего, что ни скажет пророк тот во имя Мое, Я взыщу с него», то неразумные иудеи и ожесточившие свои души до крайнего непослушания пусть уже увидят, что сами добровольно навлекают гибель на головы свои. Ведь они будут подлежать Божественному гневу, в уплату за неистовство против Христа получая полный урон всех благ, //«ибо если бы веровали они Моисею, веровали бы Христу, ибо о Нем тот писал»// [[new:in:05:46|(Ин. 5:46)]]. См. также Толкование на [[new:in:05:46#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 5:46]] **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга III.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 15-16 **Пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой, того послушайте** Хотя в образе исполнилось сие на Иисусе, сыне Навине, и на других //по всему, елико просил еси от Господа Бога твоего в Хориве в день собрания//; но в действительности исполнилось сие на Господе нашем. Ибо не восставал Пророк, подобный Моисею, давшему завет и различные законы, кроме Господа нашего, Который дал Новый Завет и законы, возводящие людей к совершенству. //**Толкование на книгу Второзаконие.**// ===== Блж. Августин ===== **Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте** Так же о Нем было сказано Моисею: //«Воздвигну им пророка из братьев их, подобного тебе»//. То есть подобного по плоти, а не по достоинству. Итак, мы видим, что Господь Иисус назван пророком. Поэтому та женщина не сильно заблуждается. //Вижу//, - сказала она, - //что Ты пророк// [[new:in:04:19|(Ин 4:19)]]. Она позвала мужа, а прелюбодея прогнала. //Вижу, что Ты пророк// [[new:in:04:19|(Ин 4:19)]]. И она начинает спрашивать то, что постоянно беспокоит ее. //**Трактат на Евангелие от Иоанна**//. ===== Ориген ===== **Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте** Поскольку во Второзаконии написано: //«Пророка вам воздвигнет Бог ваш из [среды] братьев ваших, как меня, - Его слушайте. И будет всякая душа, какая не послушает того пророка, истреблена из народа этого»//. В особенности ожидали некоего пророка в чем-то подобного Моисею, который возьмется быть посредником между Богом и людьми и возьмет Новый Завет от Бога, чтобы дать ученикам. И сколько ни знал пророков народ израильский, ни один из них не был тем самым, которого предсказал Моисей. //**Комментарии на Евангелие от Иоанна**//. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-19 **Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте, - так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть. И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили. Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу** Согласно указаниям новозаветного Писания [[new:in:05:46|(Ин V:46;]] [[new:act:03:22|Деян III:22, 23;]] [[new:act:07:37|VII:37]]) и толкованиям христианских писателей, в комментируемых стихах следует видеть предсказание Мессии, так как из обыкновенных пророков, выступавших в Израиле после Моисея, никто не может быть сравнен с последним [[old:vtor:34:10|(Втор XXXIV:10–12)]]. //«Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, как ты»//. Моисей был вождь, пророк, законодатель Ветхого Завета, посредник между Богом и людьми, отличавшийся особенной близостью к Иегове [[old:chis:12:06|(Чис XII:6–8)]]; Мессия Иисус Христос есть Вождь, Пророк, Законодатель Нового Завета, Ходатай между Богом и людьми, по Своему божественному естеству — Единородный Сын Божий. Моисей освободил евреев от рабства Египту и довел до земли обетования; Христос Иисус Своей жизнью, учением, смертью освободил человечество от ига духовного Египта и открыл доступ в обители обетованного блаженства. **//Толковая Библия.//** [<10>]