[<10>] ====== Толкования на Втор. 22:10 ====== ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Не паши на воле и осле вместе** См. Толкование на [[old:vtor:22:09#svt_grigorij_nisskij|Втор. 22:9]] ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Не паши на воле и осле вместе** Имеется в виду невозможность использования вместе этих двух животных и, в то же время, запрещается обижать и порабощать представителей других народов, которых нельзя обвинить ни в чем, кроме принадлежности к другому роду (что не может быть предметом обвинения, не ведет ко злу и не является следствием зла). Мне кажется, что эта аллегория учит также не поручать возделывание Слова в равной мере чистому и нечистому, верному и неверному, ибо одно животное является чистым - вол, а осел принадлежит к числу животных нечистых. //**Строматы**//. ===== Прп. Макарий Великий ===== **Не паши на воле и осле вместе** И блаженный Моисей, в образах показывая, что душа должна следовать не двум мыслям, доброй и худой, но одной доброй, и что надобно возделывать не двоякие плоды, добрые и худые, но одни добрые, так говорит: не впрягай на гумне твоем разнородных животных вкупе, например, тельца и осла; но впряги однородных, и молоти жатву твою, чтобы на гумне сердца нашего было делание не вкупе добродетели и порока, но одной добродетели. Одежды из волны не тки со льном; и также из льна с волною [[old:vtor:22:11|(Втор. 22:11)]]. На одном участке земли не возделывай двух плодов. Инородного животного не своди с инородным, но совокупляй однородных с однородными. Всем этим таинственно дает разуметь, что, как уже сказано, должно нам возделывать в себе не вместе и добродетель и порок, но порождать только одни плоды добродетели, и душа не должна быть в общении с двумя духами, с Духом Божиим и с духом мира. Ибо сказано: «//сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех//» [[old:ps:118:128|(Псал. 118:128)]]. //**Слово 1. О совершенстве духовном.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== И еще был спрошен: что такое молитва? - и сказал: свобода и упразднение ума от всего здешнего, - сердце, совершенно обратившее взор свой к вожделению уповаемого в будущем. А кто далек от сего, тот на ниве своей сеет смешанное семя и подобен **впрягающему в ярмо вместе вола и осла**. //**Подвижнические слова. Слово 48.**// ===== Прп. Серафим Саровский ===== Требуется подвиг и великая бдительность, чтобы во время псалмопения ум наш согласовался с сердцем и устами, дабы в молитве нашей к фимиаму не примешивалось зловоние. Ибо Господь гнушается сердцем с нечистыми помыслами. Закон говорит: **не ори юнцем и ослятем**, то есть с помыслом чистым и нечистым не приноси молитвы. //**Поучения.**// ===== Флавий Патерий ===== **Не паши на воле и осле вместе** Человеку запрещается пахать на воле и осле вместе, - или, если бы это было сказано прямо: проповедуя, не объединяй глупцов с разумными, чтобы из-за того, кто исполнить не может, не воспрепятствовать тому, кто может. //**Изъяснение Ветхого и Нового Заветов**//. ===== Лопухин А.П. ===== **Не паши на воле и осле вместе** См. Толкование на [[old:vtor:22:09#lopuxin_ap|Втор. 22:9]] [<10>]