[<10>] ====== Толкования на Втор. 32:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И яде Иаков и насытися, и от­вержеся воз­люблен­ный: уты, утолсте, разшире: и остави Бога сотворшаго его, и от­ступи от­ Бога Спаса сво­его** Мы постоянно нуждаемся в узде, чтобы жить правильно, поскольку и иудеи навлекли на себя гнев свыше. Ибо, когда они насладились свободой и оказались в безопасности, поскольку были избавлены от жестокого египетского рабства, им следовало больше благодарить и усерднее славить Господа, благоразумно относясь к оказавшему им подобное благодеяние. А они поступили наоборот, и большое расслабление привело их к погибели. Поэтому, обвиняя их, божественное Писание говорит: **Ел Иаков и насытился; залоснился и разжирел, и оставил возлюбленный Бога**. //**Огласительные слова к просвещаемым**//. ---- Не потому следует восхищаться святыми, что они, несмотря на усиление гонений, были весьма благочестивы и глубокомысленны, но потому что, хотя буря миновала и установился штиль, они продолжали оставаться такими же нравственно чистыми и серьезными. //**О покаянии**//. ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего** Иным кажется во время бедствия, что они способнее были бы славить Бога во время благополучия, и что потому не на пользу послано им бедствие. Мечта! Нам часто кажется, что, по пословице, там хорошо, где нас нет: но самая сия пословица смеется над сею мечтою. Ты думаешь, что славил бы Бога, если бы не был несчастлив, а напротив был осыпан Его благодеяниями: вероятно, потому что не трудно. И бессловесное оказывает ласку тому, кто дает ему корм. Не к великой же добродетели ты себя располагаешь! Не много же, видно, дорожишь добродетелию более возвышенною, хотя более трудною! Но если ты ленив и низок для добродетели трудной и возвышенной: то не ручайся за себя, что и для добродетели низшей и легчайшей ты не был бы также ленив и низок. Перестань мечтать, и посмотри на опыты. Посмотри на Израильский народ, когда Бог «//возведе я на силу земли, насыти их жит селних, ссаша мед из камене, и елей от тверда камене, масло кравие, и млеко овчее, с туком агнчим и овним, сынов юнчих, и козлих, с туком пшеничным, и кровь гроздову пияху вино//» [[old:vtor:32:13|(Втор. 32:13-14)]]. Тут-то надлежало по твоему умозрению славить Бога. Смотри же далее, как неверно твое умозрение. **И яде Иаков, и насытися; и отвержеся возлюбленный; уты, утолсте, разшире и остави Бога сотворшаго его, и отступи от Бога Спаса своего** //**Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **И яде Иаков и насытися, и от­вержеся воз­люблен­ный: уты, утолсте, разшире: и остави Бога сотворшаго его, и от­ступи от­ Бога Спаса сво­его** Ибо если все было бы отдохновением в жизни у людей, и услаждение, и сытость и богатство без скорбей и болей не могли бы вынести и перенести люди, пренебрегающие Богом и всецело предающие себя в наслаждение плоти. «**Ел Иаков**», говорит (Писание), «**и насытился, ожирел, отолстел, расширился и отлягнул возлюбленного**». Так и в духовных (вещах) воспринимай: если бы всецело и непрерывно в радости и отдохновении и веселии духа только пребывала душа, не знала бы она себя саму и не ведала бы упражнения и пути праведности, и превозносилась бы, и самомнением одним преуспевала, над всеми превозносясь, и даже человеком себя не считала бы, как говорит Апостол: «//За чрезвычайность откровений был мне дан ангел сатаны удручать меня, чтобы я не превозносился//» [[new:2kor:12:07|(2 Кор. 12:7)]]. Видишь, что такому святому мужу скорби были на пользу? Еще, как говорит тот же: «//Скорбь терпение соделывает, терпение — опытность, опытность надежду, а надежда не посрамляет//» [[new:rim:05:03|(Рим. 5:3-5)]]. Так что скорби действуют на пользу и на большую опытность души. //**Собрание рукописей типа I. Слово 19**//. ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И яде Иаков и насытися, и от­вержеся воз­люблен­ный: уты, утолсте, разшире: и остави Бога сотворшаго его, и от­ступи от­ Бога Спаса сво­его** **Уты** Израиль, и оскорбил Всемогущего, спасшего его. Вместо того, чтобы, за приятые от Бога благодеяния, воздать Ему благодарностью, Израиль оставил и оскорблял Бога, Который соделал его наследником всех народов. //**Толкование на книгу Второзаконие.**// [<10>]