[<10>] ====== Толкования на Втор. 32:18 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **А Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя** Почему же вы, ариане, после всех... доказательств, не уразумев изречений во Второзаконии, осмеливаетесь и в этом еще нечествовать против Господа, говоря, что Он произведение, или тварь, или рождение? Ибо говорите, что речения «рождение» и «произведение» значат одно и то же. И тем не менее, даете этим о себе знать, что вы невежды и злочестивы. Первое изречение есть следующее: //«не Сам ли сей Отец твой стяжа тя, и сотвори тя, и созда тя?»// [[old:vtor:32:06|(Втор. 32:6)]]. И несколько ниже в той же песни сказано: //«Бога рождшаго тя оставил еси и забыл еси Бога питающаго тя»//. Весьма чуден смысл, заключающийся в этих словах! Не сказал Моисей в первом месте «родил», чтобы речение это не показалось безразличным с речением «сотворил», и еретики не имели предлога говорить: //«Сам Моисей сказал, что в начале «рече Бог: сотворим человека»// [[old:gen:01:26|(Быт. 1:26)]], и он же после того говорит: //«Бога рождшаго тя оставил еси»//, как будто речения эти безразличны, и рождение, и произведение есть одно и то же». Напротив того, после речений //«стяжа»// и //«сотвори»// присовокупил он впоследствии речение: родил, чтобы речь видимо объясняла сама себя. Ибо речением «сотвори» означает, что в действительности естественно людям, а именно, что они суть дела и произведения, речением же «родил» выражает Божие человеколюбие, явленное людям по сотворении их. И поелику при всем этом соделались они неблагодарными, то Моисей, уже укоряя их, говорит сперва: //«сие ли Господеви воздаете?»// потом присовокупляет: //«не Сам ли сей Отец твой стяжа тя, и сотвори тя, и созда тя?»// И потом еще говорит: «//Пожроша бесовом, а не Богу, богом, ихже не ведеша: нови и недавни приидоша, ихже не ведеша отцы их. Бога рождшаго тя оставил еси»//. Бог не только создал их людьми, но и наименовал сынами, как бы родил их. Ибо и здесь речение «родил» означает «сын», как и чрез пророка говорит: //«сыны родих и возвысих»// [[old:is:01:02|(Ис. 1:2)]], и вообще, когда Писание хочет выразить это понятие «сын», дает это разуметь не речением «создал», но непременно речением «родил». Эту мысль, кажется, имеет также и Иоанн, говоря: «//даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его: иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася»// [[new:in:01:12|(Ин. 1:12-13)]]. Весьма кстати и здесь употреблена предусмотрительность. Иоанн речением «быти» выражает, что сынами нарицаются не по естеству, а по усыновлению, речение же «родишася» употребил, потому что и они вполне получили именование «сын». Но люди, как говорит пророк, «отвергошася» Благодетеля [[old:is:01:02|(Ис. 1:2)]]. И то есть Божие человеколюбие, что Бог впоследствии по благодати делается Отцом тех, которых сотворил, делается же Отцом, когда созданные Им люди, как сказал апостол, приемлют в сердца свои Духа Сына Его, //«вопиюща: Авва Отче»// [[new:gal:04:06|(Гал. 4:6)]]. Сии – то, «елицы прияша» Слово, прияли от Него «область чадом Божиим быти», а иначе, быв по естеству тварями, не соделались бы сынами, если бы не прияли Духа Сына, Сына сущего по естеству и истинного. Поэтому, чтобы совершилось сие, «Слово плоть бысть», да сделает человека способным к приятию в себя Божества. Ту же мысль можно видеть и у пророка Малахии, который говорит: //«не Бог ли един созда вас? Не Отец ли един всем вам»// [[old:mal:02:10|(Мал. 2:10)]]? И здесь также пророк сперва сказал «созда», а потом присовокупил «Отец», показывая тем, что первоначально по естеству мы твари, и Бог сотворил нас Словом, впоследствии же усыновляемся, и Бог Творец делается уже нашим Отцом. Поэтому Отец есть собственность Сына, и собственность Отца не тварь, но Сын, а таким образом и это показывает, что по естеству не мы сыны, но пребывающий в нас Сын, и также Бог не наш по естеству Отец, но пребывающего в нас Слова, о котором и чрез которого вопием «Авва Отче». А как несомненно сие, так Отец, если видит в ком Сына Своего, то и Сам называет тех сынами и говорит о них «родих». Поелику же речением «раждать» обозначается «сын» и речением «творить» указуется на «дела», то по сему самому мы именуемся прежде не рожденными, но сотворенными. Ибо написано: //«сотворим человека»// [[old:gen:01:26|(Быт. 1:26)]], впоследствии же, по приятии нами благодати Духа, сказуемся уже и рожденными. Без сомнения, и великий Моисей в песни с доброю мыслью употребил сперва речение «стяжа», а впоследствии и речение «родил», чтобы израильтяне, услышав слово «родил», не забыли первоначального своего естества, но знали, что первоначально они твари, да и когда по благодати называются люди рожденными как сыны, все еще по естеству суть создания. **//Против ариан.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **А Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя** В душе нашей сие именно чувство всесторонней зависимости от Бога служит единственным основанием подчинения нашей свободы закону. Поэтому всякий раз, как слабеет сие чувство, люди предаются беззакониям и, наоборот, предающиеся беззакониям утешают себя некоторою независимостью от Бога. //Глаголют Господеви: отступи от нас, путей Твоих видети не хощем. Что Достоин, яко да поработаем Ему// [[old:iov:21:15|(Иов. 21:15)]]. //Не узрит Господь, ниже уразумеет Бог Иаковль// [[old:ps:093:07|(Пс. 93:7)]]. //Тма окрест мене, и стены закрывают мя... грехов моих не вспомянет Вышний// [[old:prsir:23:25|(Сир. 23:25)]]. Так и Василий Великий говорит, что все зло происходит оттого, что оставляют великого и истинного единого Царя всех и Бога... и хотят лучше властвовать вопреки Господу, нежели сами быть под властию у Господа. Вообще, источником нечестия в Слове Божием почитается богозабвение и отступление от Бога [[old:vtor:32:15|(Втор. 32:15)]]. //**Начертание христианского нравоучения.**// [<10>]