[<10>] ====== Толкования на Втор. 32:39 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Видите ныне, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей** Еще одно благодеяние после наказания: **Я поражаю, и Я исцеляю**. Сам причиняет скорбь, и Сам опять восстанавливает; Он поразил, и Его же руки исцелили. Огорчающее предшествует, чтобы прочнее были для нас благодеяния, ибо в таком случае более заботимся о сохранении дарованного. //**Беседы на Псалмы**//. ---- Говорят: «Если Бог не виновен в зле, то почему же сказано: **«видите, видите, яко Аз есмь, и несть Бог разве Мене: Аз убию и жити сотворю, поражу и Аз исцелю»**». **«Аз убию и жити сотворю»**, принимай, если угодно, в первом представляющемся тебе смысле. Ибо людей простых назидает и страх. **«Поражу, и Аз исцелю»**. И это полезно даже в буквальном значении слов; потому что поражение внушает страх, а исцеление побуждает к любви. Но тебе можно найти в сказанном и высший смысл. «**Аз убию** – грехом, и **жити сотворю**» – правдою. Ибо в какой мере //«внешний наш человек тлеет, в такой внутренний обновляется»// [[new:2kor:04:16|(2Кор. 4, 16)]]. Посему разумей не так, что одного убивает, а другого **«жити творит»**; но что одного и того же оживотворяет тем самым, чем убивает, и исцеляет тем, чем поражает, согласно с притчею, которая говорит: //«ты побиеши его жезлом, душу же его избавиши от смерти»// [[old:pr:23:14|(Притч. 23, 14)]]. Итак, поражается плоть, чтобы исцелилась душа; умерщвляется грех, чтобы жила правда. **//Беседа о том, что Бог не виновник зла.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Видите ныне, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей** О как, преимущественно пред всяким мудрованием земным, удостоверительно, успокоительно, благотворно небесное учение о Творце мира всеназирающем и всепромышляющем! **Аз убию, и жити сотворю; поражу, и Аз исцелю**. Какой сильный страх для прогневляющих Бога, и вместе какое сильное предохранение от дерзости прогневать Бога! И, с другой стороны, какая животворная надежда для бедствующих и находящихся в опасности! //**Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.**// ===== Блаж. Августин ===== **Видите ныне, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей** Бог существует, а значит - жалеет. Гневается и жалеет. Гневается для поражения, жалеет для исцеления. Гневается для умерщвления, жалеет для оживления. Он делает это все в одном человеке. Не умерщвляя одних, а других оживляя, но - и гневается, и оказывает снисхождение одним и тем же людям. Гневается из-за грехов, оказывает снисхождение после исправления. **Я умерщвляю и оживляю. Я поражаю, и Я исцеляю**. Одного Савла, будущего Павла, Он и поверг, и воздвиг. Поверг неверующего, воздвиг верующего. Поверг преследователя, воздвиг проповедника. Написанное пророком исполнилось в словах: **Я поражаю, и Я исцеляю**. Господь поражает то, что в человеке противно Богу. Не является нечестивым врач, вскрывающий нарыв, вырезающий или прижигающий нагноение: он причиняет боль, но чтобы вылечить. Он неприятен, но, если бы не был таковым, не был бы полезен. Апостол ужаснулся, пораженный и распростертый, воздвигнутый и наставленный. Ведь на нем исполнились слова: **Я поражаю, и Я исцеляю**. Ведь Он не сказал: «Я исцеляю, и Я поражаю», но: **Я поражаю, и Я исцеляю**. Поражаю тебя и даю тебе Себя. Так, распростертый, он [Павел] испугался своей праведности, в которой был безупречен, достойный похвал, великий и почти славный у иудеев. Он счел ее тщетной, отвратительной, почел за сор, чтобы //найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере// [[new:fil:03:09|(Флп 3:9)]]. //**Проповеди**//. ===== Иаков Афраат ===== **Видите ныне, что это Я, Я - и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей** Поскольку мы уверены в том, что Он умерщвляет, и видим это, то также истинно и достойно веры то, что Он и оживляет. И из всего, что я объяснил тебе, прими и поверь в то, что в день воскресения тело восстанет в целостности и что ты получишь от Господа твоего воздаяние веры твоей и во всем том, во что ты веровал, возрадуешься и возвеселишься. //**Доказательства**//. [<10>]