[<10>] ====== Толкования на Зах. 1:1 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 1-2 **Во осмый месяц, втораго лета, при Дарии, бысть слово Господне ко Захарию Варахиину, сыну Аддо пророка, глаголя: прогневася Господь на отцы ваша гневом велиим** Смотри, как при помощи исторических повествований возбуждает в них страх, и рассказывая младшему поколению о том, что случилось с их предками, побуждает их к лучшей жизни, как бы угрожая, что и они, подвергшись таким же или тягчайшим бедствиям, будут горько плакать, если они не придут к благоразумной решимости воздерживаться от деяний своих предков и прилагать всякое попечение и заботу о том, что угодно Богу. **«Гневом велиим**, говорит, **прогневася»**. Владычествующий над всем Бог не оставляет своих слов без неотразимого доказательства, но из того, что они уже испытали и претерпели, показывает, что Он не может говорить ложь; ибо доказательством немалого негодования Божия было то, что Он попустил Вавилонянам опустошить всю Иудею и вместе с нею Самарию, предать пламени и самый храм и до основания разрушить Иерусалим, а избранного Израиля сделать переселенцем и жалким и несчастным рабом на чужбине, терпящим невыносимое бедствие, лишенным возможности приносить жертвы, ходить внутрь священного двора, приносить по закону жертву благодарения или десятины или начатки, а также вследствие нужды и страха лишенным возможности совершать предписанные ему законом и весьма ему любезные праздники. Так **«прогневался Господь на отцы их гневом велиим»**. Те же самые слова сказал бы народу иудейскому и тот, кто захотел бы привести его к познанию тайны Христовой. Ибо после того, как они убили пророков и распяли Самого Господа славы, – они подверглись плену и разорению: даже и знаменитый храм их был разрушен и наконец на них исполнилось сказанное устами Осии: //«зане дни многи сядут сынове Исраилевы, не сущу царю, ни сущу князю, ни сущей жертве, ни сущу жертвеннику, ни жречеству, ниже явлениям»// [[old:os:03:04|(Ос.3:4)]]. А что они, оскорбив Бога, находятся в плену и под владычеством диавола, что они отвергнуты и лишены всякого вышнего попечения о них, – в этом кто может сомневаться. Если же они некогда могли бы быть избавлены, приняв веру и Христа признав Богом и Царем и Господом; то тогда именно и со всего справедливостью можно было бы обратиться к ним с мудрым увещанием и было бы благовременно сказать следующее: **«прогневася Господь на отцы ваша гневом велием»**. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **В месяце восьмом, во второй год Дария, было слово Господа к Захарии, сыну Варахии, сыну Аддо, пророку, говорящее** Во второй год Дария, сына Гистаспа, исполнился семидесятый год по разрушении храма, предсказанный Иеремиею [[old:ier:25:11|(Иер. 25:11]], [[old:ier:29:10|29:10)]], о чем свидетельствует сам Захария в словах: //Господи воинств, доколе не сжалишься Ты над Иерусалимом и городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семидесятый год// [[old:zah:01:12|(Зах. 1:12)]]. И никто не сомневается, что Кир, царь Персидский, сокрушивший царство халдеев, в первый год царствования своего возвратил в Иудею из Вавилона около пятидесяти тысяч человек; он также возвратил сосуды, которые унес Навуходоносор, и приказал в Иерусалиме восстановить [или: строить] храм, а правителями возвратившегося народа поставил Зоровавеля, сына Салафиилева, и Иисуса, сына Иоседекова, священника великого. Итак после убиения у Массагетов царицей их Томирисою Кира, который царствовал тридцать лет, на царство вступил сын его Камбиз, имевший после восьмилетнего царствования преемниками двух братьев магов; а после убиения этих последних народом в цари Персов, по решению семи родов, был поставлен Дарий, сын Гистаспа. Во второй год царствования этого последняго было слово Господне к Аггею пророку и к Захарии, сыну Варахии, сыну Аддо. Относительно Аггея мы уже говорили; необходимо сказать немногое относительно надписания [книги] Захарии. Так как он – сын Варахии, то спрашивается: почему он называется [также] сыном Аддо. И соответственно сказанному в книге Паралипоменон не остается сомнения в том, что это не тот Аддо, который был послан к Иеровоаму, сыну Навата [[old:2par:12:15|(2Пар. 12:15]], [[old:2par:13:21|13:21)]], при котором был разрушен [или: ниспровергнут] алтарь и высохла рука царя, и по молитвам которого снова сделалась здоровой [[old:3ts:13:start|(3Цар. 13:4–6)]]. Итак, от первого года царя Кира до второго года царя Дария, сына Гистаспа, проходят [по расчету] сорок лет, в течение которых выстроен был только алтарь и заложены основания храма, так как работам препятствовали соседние народы в окрестности и царь Персидский Камбиз, который об этом деле сделал письменное распоряжение князьям Нижней Сирии (κοίλης), Финикии и Самарии. Более подробно об этом говорит книга Эздры. Но Аггей начал пророчествовать в месяц шестой, в первый день того же месяца; а Захария – в тот же год, но не в тот же месяц, ибо он изрек пророчество два месяца спустя, в восьмой месяц года. Посему правильно в ряду двенадцати пророков этот считается одиннадцатым, а тот – десятым. Следствием великого доверия к Богу, даже надежды на Него и веры в Него было то, что дело, столь долго оставляемое без движения вследствие противодействия царя и [соседних] народов, народ [иудейский] начал исполнять под влиянием убеждения [только] двух человек. Это мы предпослали [своему толкованию] в историческом смысле, как обыкновенно делаем. А теперь нужно кратко изложить в смысле переносном [secundum ἀναγωγήν]. У евреев восьмой месяц тот, который называется maresVan (מרחשין), у египтян Атир (Athir), у нас ноябрь (November); он есть начало зимы. В это время, вследствие окончившихся летних жаров, вся земля обнажена от растительности, тела смертных сжимаются, и не совершается никакого праздника по предписанию закона. Ибо написано, что //трижды в год всякий [человек] мужескаго пола должен предстать пред лице Господа нашего// [[old:ish:34:23|(Исх. 34:23)]]. Первый праздник есть праздник опресноков – Фазе, который у нас на греческом и латинском языке называется Пасха. Второй – Пятидесятница, спустя семь седмиц, в который в первый раз приносятся хлебы предложения из новых плодов. Третий – в месяц седьмой, – праздник труб, умилостивления и палаток, или устройства кущей (σκηνοπηγίας), последний день которого называется днем исхода и концом [праздника]. Итак, еще находясь в плену и под властию царя Персов, не отстроив храма и не поставив стен и укреплений города, народ получает пророчество не в дни веселия, но после веселия. Но так как оп помнил о Господе и вследствие памятования имел благословение, а вследствие благословения свидетельство, то и посылается к нему Захария, сын Варахии, сын Аддо. Захария значит память о Господе, Варахия – благословение Господне, а Аддо – свидетельство Его. Итак обратим внимание на то, что Слово Божие, бывшее от начала у Бога Отца, изрекло к народу чрез пророка Захарию. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В восьмом месяце, во второй год Дария, было слово Господне к Захарии, сыну Варахиину, сыну Аддову, пророку** //Надписание и вступительное пророческое увещание// В надписании, по подл. т., LXX, Vulg., Тарг., дается указание только года и месяца получения пророком откровения; Сирск. добавляет: "в первый (день) месяца". - //Во второй год Дария//: разумеется персидский царь Дарий I Гистасп, царствовавший с 521 г. по 485. **//Толковая Библия.//** [<10>]