[<10>] ====== Толкования на Зах. 2:1 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 1-5 **И возведох очи мои, и видех, и се муж, и в руце его уже землемерно. И рех к нему: камо грядеши ты? И рече ко мне: размерити Иерусалима, еже видети колика широта его есть, и колико долгота. И се Аггел глаголяй во мне стояше, и ин Аггел исхождаше во сретение ему. И рече к нему, глаголя: тецы, и рцы к юноши оному, глаголя: плодовито населится Иерусалим от множества человеков и скотов посреде его: и аз буду ему, глаголет Господь, стена огненна окрест, и в славу буду посреде его** А что не против Израиля были обострены роги, но против тех, которые взяли и опустошили Иерусалим и Иудею, – это вполне ясно показало предшествующее видение. Затем пророк опять возводит очи, и, конечно, не очи телесные, но очи духовные, – и потом говорит, что он увидел кого-то в образе мужа, держащего землемерную веревку и снова спросил его, зачем он идет и какая цель у него. Когда же он сказал, что идет измерять Иерусалим..... Когда же подвергся сожжению самый божественный храм и во всей Иудее разрушены были дома и города: то как бы уничтожилась надежда на возможность опять восстановить его. Итак, Бог показывает, что после того, как изощрены были рога, то есть народы или царства, и после того, как вели они войну друг против друга, Израиль опять будет восстановлен и будет жить в расширившемся Иерусалиме и огражденном божественною силою и окруженном небесным благоволением как бы неприступным пламенем. Итак, Ангел спешит измерить Иерусалим и как бы определить его широту и долготу. Вот исторический смысл пророческих слов. Но я могу сказать, что это видение пророка по справедливости может быть понимаемо и по отношению к самой церкви Христовой: сатана жестоко владычествовал над всеми, живущими на земле и, преклонившись под его иго, мы сделались его пленниками. Но благодать Спасителя сокрушила рог его и уничижила гордыню его; ибо Он восторжествовал над началами и властями и миродержителями, враждебными нам силами, нас же избавил и освободил от уз того: устроил церковь нашу, поистине святой и славный город, широкий и весьма длинный, который плодовито населили мы, люди и скоты, то есть достигшие соо́бразности Слову и еще не достигшие этой меры, но стремящиеся к этому и тайноводствуемые. Населили они город, который ограждает Сам Христос, попаляя противников неизреченными силами и наполняя его Своею славою и как бы стоя среди его жителей, высказал им обетование, говоря: //«се аз с вами есмь во вся дни до скончания века»// [[new:mf:28:20|(Мф.28:20)]]. Об этом святом городе вспомнил негде и святой Пророк Исаия, говоря: //«очи твои узрят, Иерусалиме, граде богатый, кущы не поколеблются, ниже подвигнутся колие храмины его в вечное время, и ужя его не преторгнутся»// [[old:is:33:20|(Ис.33:20)]]. Ему же говорит: //«расшири место кущи твоея и покровов твоих, водрузи, не пощади, еще на десно и на лево простри»// [[old:is:54:02|(Ис.54:2)]]; ибо церковь Христова расширяется и распространяется в бесконечность, принимая в себя неисчислимое множество поклоняющихся Ему. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1–2 **И поднял я глаза свои и увидел: и вот муж, а в руке ею землемерная веревка. И сказал я: Куда ты идешь? И он сказал мне: Измерять Иерусалим и видеть, как велит широта его, и как велика долгота его** [или: высота его] Тот, который подняв свои глаза прежде, видел в четырех рогах печальное, ныне снова поднимает глаза, чтобы увидеть мужа, о котором написано: //Вот муж, Восток имя Его// [[old:zah:06:12|(Зах. 6:12)]]; о Котором и выше мы читаем: //И вот Муж, восходящий на коня рыжаго, и стоял Он между миртовыми деревьями, которыя были в глубине, или: между тенистыми горами// [[old:zah:01:08|(Зах. 1:8)]]. О Нем и Отец говорит: //Сей создал город Мой// [[new:evr:11:16|(Евр. 11:16)]], создатель которого и устроитель есть Бог. Его видит и Иезекииль держащим в руке канат и трость по величине с мужеский локоть, чтобы измерить Иерусалим, описание которого, т. е. размеры широты и долготы делает тот же пророк таинственным языком [[old:iez:40:05|(Иез. 40:5 и дал.)]]. Некоторые полагают, что это отчасти исполнилось при Зорававеле, Иисусе [Иоседековом], Ездре и Неемии и других вождях и царях, которые управляли народом Израильским до пришествия Господа Спасителя. Другие же и особенно Иудеи, – люди плотские, ищущие плотского, – истолковывают это в отношении к тысячелетнему царствованию. Из наших же большая часть относят [это] к небесному Иерусалиму и говорят, что он должен быть снова отстроен, – он, бывший заброшенной грудой душ грешных. Под этим разумеются еретики. С другой стороны, под горой Сион и материю первородных и святых мы будем понимать Церковь, которая создана страданиями и воскресением Спасителя и ежедневно созидается Тем, Кто знает меру и заслуги каждого. То, что мы сказали о Церкви, может быть принято и относительно душ верующих, которые ежедневно созидаются Господом и созерцают мир Его, оставленный Им Апостолам. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **И снова я поднял глаза мои и увидел: вот муж, у которого в руке землемерная вервь. Я спросил: куда ты идешь? и он сказал мне: измерять Иерусалим, чтобы видеть, какая широта его и какая длина его** //(по масор. т. ст. 5-9). Видение третье: муж с землемерной вервью// Видение третье представляет собою выяснение того, что открыто в первом видении относительно предстоящего восстановления Иерусалима [[old:zah:01:16|(I:16-17)]]. [<10>]