[<10>] ====== Толкования на Зах. 3:10 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **В день оный, глаголет Господь Вседержитель, созовете кийждо искренняго своего под виноград и под смоковницу его** Ясно указал на то, что после исследования их греха они подвергнутся всякому страданию, как бы ввергнуты будут в ров за распятие Христа. Но считает нужным предвозвестить и о том, что для верующих и возлюбивших Его это событие не только не будет бесполезным, но напротив будет служить источником радости и веселия. Об этом засвидетельствует праведный Симеон. Когда он увидел божественного Младенца и принял Его на руки, то он прорек, говоря: //«се лежит сей на падение и на востание многих и в знамение пререкаемо»// [[new:lk:02:34|(Лк.2:34)]]. Так накликавшие на свои собственные головы праведную кровь пали, были как бы низвержены, лежали и находились под ногами диавола, а народы языческие восстали. И Сам Христос негде предсказывал святым ученикам о крестном Своем страдании. Когда же Он увидел, что они пришли от этого в уныние, то утешал их, говоря: //«жена, егда рождает, скорбь имать, яко прииде год ея: егда же родит, радостию радуется, яко родися человек в мир. И вы печаль имате убо ныне, последи же узрите мя, и возрадуется сердце ваше»// [[new:in:16:21|(Ин.16:21–22)]]. Так и воскресши из мертвых плакавшим в саду женам Он сказал: //радуйтеся//: так и каждому из любящих Его следует говорить после креста и воскресения: //«обратил еси плач мой в радость мне, растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием»// [[old:ps:029:12|(Пс.29:12)]]. Ведь после того, как Христос восстал и разрушил державу смерти, не тотчас ли исчезает плач и не отнимается ли всякая слеза от лица, по слову пророка? [[old:is:25:08|(Ис.25:8)]] Ибо как Бог Он по природе есть жизнь, хотя и явился во плоти. Итак, в **«день оный»**, говорит, то есть в то время, в которое Он воскрес из мертвых и пали распинатели Его, **«созовите кийждо искренняго своего под виноград и под смоковницу»**. И если бы кто захотел принять здесь такой простой и буквальный смысл; тот должен будет утверждать, что вышеприведенные слова указывают на духовные наслаждения. Кроме того, не безосновательно, думаю, будет указать и на то, что **смоковницею** и **виноградом**, кажется, называет церковь, о которой и божественный Псалмопевец напоминает, говоря прикровенно к вышнему и небесному жениху, то есть Христу: //«жена твоя яко лоза плодовита во странах дому твоего»// [[old:ps:127:03|(Пс.127:3)]]. И сам Бог всяческих негде сказал: //«винограды зреюще даша воню, смоквы изнесе цвет свой»// [[old:pp:02:13|(Песн.2:13)]]: ибо Он сказал, что виноградники благоухают и цветут и обнаруживают плоды, как бы о том времени, когда церкви получили свое начало чрез веру в Него: под этими (**виноградниками**) можно разуметь множество только что уверовавших, еще незрелое теперь, но в непродолжительном времени имеющее сделаться сладким и стремлениями к совершенству достигающее этого; ибо созрев и возросши //«в мужа совершенна исполнения Христова»// [[new:ef:04:13|(Еф.4:13)]] мы сделались как бы сладкими Богу плодами, сроднившись с церковью, как бы с материю. Итак, если под смоковницею и виноградом разумеются церкви: то мы будем под их управлением находиться и среди них находить успокоение, говоря друг другу следующие пророческие слова: //«приидите, и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему»// [[old:is:02:03|(Ис.2:3)]]. И если мы достигнем этого: то будет воздавать всякую похвалу призвавшим нас к этому, говоря опять следующее: //«возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем»// [[old:ps:121:01|(Пс.121:1)]]: ибо под плодом мы по справедливости можем разуметь высшую нашу радость: почему опять скажем с Псалмопевцем: //«едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святой его»// [[old:ps:026:04|(Пс.26:4)]]. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу** См. Толкование на [[old:zah:03:09#prp_efrem_sirin|Зах. 3:9]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу** См. Толкование на [[old:zah:03:08#blzh_ieronim_stridonskij|Зах. 3:8]] ===== Лопухин А.П. ===== **В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу** После того, как грехи народа будут прощены, для него наступит такое же благополучие, которым евреи наслаждались в мирное царствование Соломона [[old:3ts:04:25|(3 Цар IV:25)]]. [<10>]