[<10>] ====== Толкования на Зах. 6:1 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 1-8 **И обратихся, и возведох очи мои, и видех, и се четыри колесницы исходящыя из средины двоих гор, и горы те беша горы медяны: в колеснице первей кони рыжы, и в колеснице вторей кони врани, и в колеснице третией кони белы, и в колеснице четвертей кони пестры и серы. И отвещах, и рех ко Аггелу глаголющему ко мне: что суть сия, Господи? И отвеща Аггел глаголяй ко мне, и рече: сия суть четыри ветри небеснии, иже исходят предстати Господу всея земли, в ней же беху кони врани, исхождаху на землю северскую: и белии исхождаху вслед их: и пестрии исхождаху на землю южную: и скории исхождаху, и озираху еже ити и еже объити землю, и рече: идите, и объидите землю, и объидоша землю. И возопи, и рече ко мне, глаголя: се исходящии на землю северскую и упокоиша ярость мою на земли северстей** Он прежде показал, что запутавшись в собственных своих сетях и //«пленицами своих грехов затязаеми»//, по написанному [[old:pr:05:22|(Притч.5:22)]], они отведены были в землю чужую и поселились среди врагов, подвергшись игу необычайного рабства. Но необходимо было вспомнить и о временах избавления; посему делает указание и на них, после того как сказал прежде о многом другом; ибо пророк получил в общих чертах откровение о всем, имеющем случиться некогда с народом. Итак, говорим, что четыре колесницы, находящиеся среди медных гор, это – знаменитейшие царства, возникшие некогда в четырех странах света, или ветрах поднебесных. Горами же медными, думаю, называются две части вселенной; ибо некоторые делят всю землю на Европу и Азию; медными же эти части называются вследствие того, что они обладают совершенною прочностью и неподвижностью и не подвергаются никакому ущербу; ибо негде и божественный Давид воспевает Творцу всяческих: //«основал еси землю, и пребывает учинением твоим»// [[old:ps:118:090|(Пс.118:90)]]. Итак, те, как бы исходящие от четырех ветров царства, более могущественные других и достигшие, как мы сказали, великой славы, вышли **«предстати Господу всея земли»** предстояние же указывает нам на образ служения; ибо они служили Его велениям и чрез Него сделались крепкими и знаменитыми и достигли этого; ибо если они совершили некоторые подвиги и овладели странами или городами; то они опять достигли такой крепости вследствие Его на то соизволения; ибо если истинно пророк говорит: //«или будет зло во граде, еже Господь не сотвори?»// ([[old:am:03:06|Ам.3:6]], под злом мы здесь разумеем бедствие); то как они могли бы одолеть народы и страны, если бы опять Он промыслительно не даровал им победы? Но пора уже сказать, что это за царства. Итак, в первой колеснице, говорит, кони рыжие, изображающие собою жестокость царства Халдейского: ибо рыжий цвет по всей вероятности намекает нам на кровопролитие; а Вавилоняне очень кровожадны; они разорили Иудею и города Самарии, не оказывая им никакой пощады. Во второй же колеснице кони черные. Кажется, это указывает на царство Персов и Мидян под управлением Кира: черный же цвет придан им ради того, думаю, что они среди народов Халдейских совершили неисчислимое множество убийств и повергли всю страну в плач; а черный цвет может быть символом плача и смерти; в третьей же колеснице, говорит, кони белые, что, может быть, указывает на владычество Еллинов и Македонян, потом и на царство Александра. Белыми же (они изображаются), потому что еллинские народы живут изнеженно и обыкновенно носят белые одежды, и потому что отличаются ясностью речи и как бы чужды мрака варварского языка. В четвертой колеснице, говорит, кони были какие-то пестрые и крапчатые. Но надобно знать, что еврейское издание и некоторые другие толкователи вместо слова: **серые** (ψαροὶ) ставят: крепкие (i̓οχυροί). Но говорим, что это было римское царство, имеющее между своими в разное время бывшими царями разнообразие по проницательности и глубокомыслию; ибо правители римской империи были и суть весьма умные и сверх того весьма храбрые люди. Ставятся же они последними после первых – по времени. Но мы должны узнать и исход каждой из колесниц или каждого царства, куда склоняется оно и к чему направляется. Таким образом для нас может сделаться весьма ясным смысл видения. Пророк говорит о четырех, а упоминает об исходе трех и умолчал об исходе первого. Напомню кратко, что я сказал. Говорит, что в первой колеснице кони рыжие, но начинает со второй и говорит: **«в ней же беху кони врани, исхождаху на землю северскую: и белии исхождаху вслед их: и пестрии исхождаху на землю южную»**. Но присоединив серых, он не упомянет о четырех колесницах, потому что они, как думаем, тождественны с пестрыми, ибо в колеснице четвертой, говорит, были кони пестрые и серые. Итак, упомянул о трех, умолчав о первой. Но какой же смысл всего домостроения (видения), – об этом по мере сил скажем более любознательным. Кони рыжие, утверждаем, указывают на кровожадную Халдейскую империю, которая ниспровергла всю Иудею и, предав в ней пламени города, Израиля отвела в плен. Черные же, как мы приняли, указывают на царство Персов и Кира. А в белых изображалось царство Александра и Македонян. Оба эти царства воевали против страны Халдейской и победили ее, сначала Кир, а после него Александр, который взял в плен и самого Дария, при так называемом Иссе, городе в Киликии истребив неисчислимые десятки тысяч Персов. Говорят, что там собрана была огромная куча костей павших воинов, и вырезана была надпись следующего содержания: «При укреплениях Исса, при бурных волнах моря Киликийского лежим мы – десятки тысяч Персов, дело (меча) Александра Македонского, совершившие некогда последний путь (свой) с царем Дарием». Поелику же можно было предполагать, что Израиль немало испытал неприятных чувств, слыша о судьбе царства Халдеев, которыми был разорен; то чтоб не показалось, что подает повод к скорби и неблаговременно, пророк с пользою умалчивает о них. А о том, что весьма радостно для них, повествует ясно, говорю, о царстве Кира и царстве Александра, которые были посланы как бы для наказания надменных Халдеев за их жестокость по отношению к Израилю. Посему и присовокупил как бы от лица Божия: **«се исходящии на землю северскую упокоиша ярость мою на земли северстей»**, ибо страна Халдеев была страною более северною и Бог всяческих прогневался на Вавилонян, что несомненно видно из ясных Его слов: //«ревновах по Иерусалиму и Сиону рвением великим, и гневом велиим аз гневаюся на языки нападающыя: зане аз убо прогневахся мало, они же налегоша в злая»// [[old:zah:01:14|(Зах.1:14–15)]]. Так как страна Халдеев подверглась наказанию, когда Кир вместе с Персами и Мидянами опустошил ее всю, а после него Александр: то и говорит, что **«исходящии на землю северскую упокоиша ярость мою на земли северстей»**. Но предусмотрительно умолчав о нападении Халдеев (ибо, как я сказал, он прошел молчанием коней рыжих), пророк однако ж не умолчал об империи Римской; ибо **«пестрии**, говорит, **исхождаху на землю южную»**. Обрати внимание на то, как искусно и как бы умолчанием делает объяснение своих слов; ибо после распятия Спасителя Веспасиан и сын его Тит сделали нашествие на землю Иудейскую, всю ее опустошили и самый святой город предали пламени. Но пророк весьма целесообразно говорит: **«исхождаху на землю южную»**; ибо страна иудейская есть самая южная. Те же пестрые и серые (кони) получили повеление объити землю и объидоша, то есть покорили мир и получили господство над вселенной, в чем Бог помогал владыкам Римским и облекал их блистательной славою, ибо как Бог, Он предвидел величие будущего их благочестия. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1, 5 **И показал мне четыри колесницы исходящия из средины двоих гор, горы же те беша горы медяны**. По моему мнению, видение четырех колесниц сходно по значению с видением четырех животных херувимской колесницы ([[old:iez:01:start|Иез. 1]]), и с тайною четырех рек исходящих из эдема ([[old:gen:02:10|Быт. 2:10-14]]). Таинственное значение сего видения объяснил Ангел, сказав: **сия суть четыри ветри небеснии**. Под образом четырех ветров небесных представлены четыре царства, которые правдою Божиею употреблены будут для наказания людей за грехи их, и, подобно ветрам, встретившись друг с другом, погибнут от столкновения. Они **предстоят Господу всея земли**, то есть готовы идти всюду, куда будут посланы. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1–8 **И обратился я, и поднял глаза свои, и увидел: И вот четыре колесницы, выходящие в средине** [Вульг.: из средины] **двух гор, и горы – горы медные. В первой колеснице – кони рыжие, во второй колеснице – кони вороные, в третьей колеснице – кони белые, в четвертой колеснице – кони пегие и сильные. И отвечал я, и сказал ангелу, который говорил во мне: Что это, господин мой? И отвечал ангел, и сказал мне: Это четыре ветра** [духа]** небесных, которые выходят, чтобы стоять пред лицем Владыки всей земли. Та, в которой были кони вороные, выходила в землю Севера, и** [кони]** белые вышли вслед за ними, а пегие пошли к стране Юга. А те, которые были самыми сильными, вышли и стремились идти и разойтись по всей земле. И сказал он: Идите и обойдите землю. И обошли они землю. И он призвал меня, и сказал мне так: Вот те, которые выходят в землю Севера дали успокоиться духу Моему в земле Северной** Я перешел, говорит он, к другому видению, и поднял очи сердца моего к небу высшему, и увидел четыре колесницы, выходящие из средины двух гор, которые были медные, т. е. непреодолимые и весьма крепкие, которых не могла уничтожить никакая древность. Тех, которых выше он назвал горами покрытыми миртами, или тенистыми, или лесистыми, теперь называем медными. В колеснице первой были кони рыжие, т. е. жестокие и кровожадные, ужасные [своею] Вавилонской жестокостью. Во второй колеснице были кони вороные, т. е. царство Мидян и Персов, потому что сидя на двухместной колеснице и, выступая по указу царя Асуера, оно через печального вестника принесло смерть всем Иудеям. В третьей колеснице – кони белые, т. е. Македоняне, при царе которых Антиохе мы читаем о победе Маккавеев. В четвертой колеснице – кони пестрые, крепкие. Действительно, мы знаем, что одни цари Римлян были милостивы к народу иудейскому, каковы: К. Цезарь, Август и Клавдий; другие же были страшными гонителями, каковы К. Калигула, Нерон, Веспасиан и Адриан. Вместо слова сильные, переведенного у Акилы κρατερούς; Семьдесят перевели φαρούς; [скворцов], в Еврейском написано amasim (עמצים). В некоторых списках находится слово πυῤῥούς [огненно-красных], так что смешивается различие цветов и [сменявших одно другое] царств, ибо слово πυῤῥοί, т. е. рыжие, по-еврейски называются не amasim, а adamim (אדמים). Итак, на вопрос пророка, что значить созерцаемое им, говоривший в нем ангел отвечает, и разсказывает ему, что это – четыре ветра небесных, (т. е. четыре страны света, называемые у Греков κλίματα), которые предстоят Господу и повинуются воле [Его]. В самом деле, те четыре царства, о которых мы сказали, ничего не делали без воли Господней. Бывшие в одной колеснице кони вороные, говорит он, вышли в землю Северную. Как прекрасно опущена здесь колесница, в которую были впряжены кони рыжие, и описывается [только] то, что сделали колесницы вторая, третья и четвертая, потому что в то время, когда рассказывает об этом пророк, царство Вавилонян ужо отошло в прошедшее, и над всею Азиею господствовали могущественные Мидяне; при царе их Дарие, во второй год его, в одинадцатый [или: десятый] месяц, называемый sabat (שבט), в двадцать четвертый день месяца, [пророк] созерцает все то, что мы изложили. И так: кони вороные, бывшие в одной колеснице выходили в землю Севера, чтобы сила Мидийская сокрушила царство Халдеев. Нужно обратить внимание и на то, что κλίματα, т. е. страны света и круга [земли], обозначаются в Священных Писаниях соответственно положению Иерусалима и храма. Белые кони вышли также позади их; это цари Македонские пошли по следам Мидян и Персов, чтобы Халдеев и Вавилон подчинить своему владычеству. Четвертые же кони, т. е. быстро двигающиеся и пестрые, – вместо чего в Еврейском читается borodim (ברדים), – которые называются также иным именем amasim, т. е. крепкие или сильные, вышли в страну южную и быстро облетели всю землю. И восклицает Ангел, говоривший в пророке, Римскому царству: **Идите, обойдите землю**, и обежите круг земной, и бросьте к ногам своим все царства. И обратившись к пророку, ясным голосом говорит: **Вот те, которые выходят в землю Севера, дали успокоиться духу Моему в земле**, в которую они отправились. Относительно этого весьма трудного места мне передано от Евреев, что Александр и все Македоняне, т. е, кони белые, вышедшие после Мидян и Персов, которые тоже направились в землю Севера, дали успокоиться духу пророческому в земле Северной тем, что исполнили волю Божию относительно Мидян, и царство Мидян и Персов в короткое время было уничтожено Македонянами. Ибо для угнетаемых великое утешение в том, когда они знают, что враги их скоро погибнут. – Насколько могли мы, и притом, как приняли от других, мы передаем [или: передали] людям, опытным в понимании нашего языка, сохраняя историческую истину, и не приводя на память, подобно Египетскому толкованию, – ни четырехместных колесниц Фараона, ни колесниц Вавилонских; ибо нужно смотреть не на место, в котором что нибудь написано, а на цель [или: значение] написанного. В таинственном же смысле (juxta allegoriam) мы и в настоящем месте будем принимать то, что [прежде] сказали о четырех рогах и о четырех цветах [коней]. В свитке некоего [писателя] я прочитал, что под четырьмя колесницами, в которых были [выпряжены] кони рыжие, вороныо, белые, пестрые и крепкие должно разуметь четыре Евангелия и коней – Апостолов, имеющих различную благодать соответственно различию цветов [пророчества]. Из них одни рыжие от крови мученичества, другие темные и вороные, как познающие таинства Христовы, о которых написано в Псалмах: //Мрак под ногами Его// [[old:ps:017:10|(Пс. 17:10)]] и: //Положил мрак покровом Своим// [[old:ps:017:12|(Пс. 17:12)]]. Другие из них белые по благодати девства. Третьи – пестрые и сильные, как имеющие благодать исцелений и других добродетелей. Эти четыре колесницы или повозки посланы по направлению четырех ветров небесных, т. е. по концам мира и по всему кругу земному, чтобы исполнить волю Божию. После этого им указывается от Ангела: Идите и обойдите землю и по всем концам земли сейте слово Евангелия. А следующие затем слова: **Вот те, которые вышли в землю Северную дали успокоиться духу Моему в земле Северной**, он обясняет так: Дух Господа или Ангела успокоился тогда, когда в земле Северной могущественнешие царства диавола были покорены проповедию Апостольской; и это именно те царства, которые диавол показывал Господу Спасителю на возвышенной горе, с хвастовством утверждая, что они отданы ему [[new:mf:04:08|(Мф. 4:8)]]. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И опять поднял я глаза мои и вижу: вот, четыре колесницы выходят из ущелья между двумя горами; и горы те были горы медные** //Видение восьмое - четырех колесниц// Пребывание Бога этим видением предполагается в Иерусалиме; следовательно, и выход колесниц от лица Божия (см. ст. 5) следует предполагать в окрестностях Иерусалима, из окружающих его гор. Горы названы медными: это обозначает, по выражению Кейля, "непоколебимую крепость того места, где обитает Господь и где Он основал Свое Царство" (св., d. //Kohl//. Sach. 1-8, s. 5. 182). [<10>]