[<10>] ====== Толкования на Зах. 8:7 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 7-8 **Сице глаголет Господь Вседержитель: се аз спасу люди моя от земли восточныя, и от земли западныя, и введу их, и вселюся посреде Иерусалима, и будут ми в люди, и аз буду им в Бога во истине и в правде** Древле Бог спас потомков Израиля, рассеянных войною, собирая их во Иерусалим и обитая среди них, когда они воздвигли божественный храм, и получили опять возможность умилостивлять Его установленными законом жертвами, совершать молитвы и торжествовать праздники. Но сказать, что спасет свой народ с востока и с запада по справедливости прилично только Еммануилу, Который призвал всю вселенную, уловив верою живущих на концах земли и собрав все сонмище народов во святой по истине и славный град. который есть церковь Бога жива, небесный Иерусалим. А что Он и вселился среди нее, как можно сомневаться в этом? ибо Он сделался подобным нам – //«с человеки поживе»// во плоти [[old:var:03:38|(Вар.3:38)]]; и об этом предвозвестил нам Бог чрез другого пророка, говоря: //«дерзай Сионе, да не ослабеют руце твои. Господь Бог твой в тебе, силный спасет тя: наведет на тя веселие, и обновит тя в любви своей»// [[old:sof:03:16|(Соф.3:16–17)]]. Но Он и с нами пребывает, ибо Он не оставил нас сирыми, но послал вместо Себя Утешителя и чрез Него пребывает с любящими Его [[new:in:14:16|(Ин.14:16–18)]], о чем свидетельствует, говоря: //«се аз с вами есмь во вся дни до скончания века»// [[new:mf:28:20|(Мф.28:20)]]. Итак, народом Его сделались бывшие некогда не народом и покланявшиеся камням, но возгнушавшиеся древнего и нечистого заблуждения, – мы признали Его Богом и притом в истине и правде, ибо мы не привязаны к образам и теням, подобно приверженцам буквы, но приняв в ум и сердце свет евангельской проповеди, совершаем истинное служение и, крепко преданные приятной Ему правде, мы совершаем поклонение духом; ибо //«дух есть Бог//, как говорит Сам Сын, //и иже кланяется ему, духом и истиною достоит кланятися»// [[new:in:04:24|(Ин.4:24)]]. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 7-8 **Се Аз спасу люди Моя от земли восточныя, и от земли западныя, и будут Ми в люди** в Иерусалиме те самые, которые были рабами всех народов. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 7–8 **Сие говорит Господь воинств: Вот Я спасу народ Мой от земли Востока и от земли Запада и приведу их, и будут они обитать среди Иерусалима. И будут Мне народом, и Я буду Богом** Одни из Иудеев говорят, что это исполнилось после Зоровавеля и Неемии после построения храма, устроения стен города и восстановления Иудейского царства Маккавеями и другими вождями, которые управляли Иудеей до времени Ирода. Другие говорят, что это должно исполниться под владычеством Христа, Которого они напрасно ожидают. Мы же говорим, что это исполнилось отчасти в то время, т. е. после Зоровавеля и Неемии и – как бы в образах и картинах, – предупредило [то время] когда народ был возвращен из плена и обитал в Иерусалиме, и снова назван был народом Божиим, и Бог – Богом их, и уже не во лжи и беззаконии, но в истине и правде; но полнейшим образом обетование сбылось на деле под властью Господа Спасителя в Церкви, т. е. в истинном Иерусалиме, особенно слова: **Вот Я спасу народ Мой от земли Востока и от земли Запада**, о которых и Господь говорит в Евангелии: //Многие от Востока и Запада приидут и возлягут во Царствии небесном со Авраамом, Исааком и Иаковом// [[new:mf:08:11|(Мф. 8:11)]], а еще гораздо раньше провозвещал Псалмопевец, говоря: //Бог богов, Господь возглаголал и призвал землю. От Востока солнца до Запада, от Сиона слава Его// [[old:ps:049:01|(Пс. 49:1]]–[[old:ps:049:02|2)]]. Ибо от Сиона придет Имеющий уничтожить и отвратить неправды от Иакова, когда от Востока и Запада на всяком месте приносится имени Господа каждение и жертвоприношение чистое не в жертвах Ветхого Завета, но в святости Евангельской чистоты; об этом каждении мы читаем и в другом месте: //Да исправится [направится] молитва моя, как каждение пред лицем Твоим// [[old:ps:140:02|(Пс. 140:2)]]; а какое это каждение, это показывают следующие слова: Воздеяние рук моих, жертва вечерняя. Действительно, после того как от корня Иесеева возрос Тот, Который имел владычествовать над народами, и в Нем чаяние народов [[new:rim:15:12|(Рим. 15:12)]], и от Востока, и от Запада уверовали в Господа, как народ древний, так и новый, и было одно стадо: тогда все народы были призваны к радости и подвигнуты к веселью, как говорит пророк: //Возвеселитесь, язычники, с народом Его// [[old:vtor:32:43|(Втор. 32:43]]; [[new:rim:15:10|Рим. 15:10)]], соответственно тому, что написано в другом месте: //Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред лицем Его все племена (familiae) язычников// [[old:ps:021:28|(Пс. 21:28)]]. Следующие слова: В истине и правде значат то, что отойдет тень древнего закона, и придет истина Евангелия не в праведности Иудеев, но в праведности христианской, ибо Сам Господь есть истина и правда, о чем мы читаем: //Истина от земли произошла, и правда приникла с неба// [[old:ps:084:12|(Пс. 84:12)]]; поэтому и в четырнадцатом псалме правда и истина называются вместе: //Ходящий непорочно и делающий правду говорит истину в сердце своем// [[old:ps:014:02|(Пс. 14:2)]]. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-8 **Так говорит Господь Саваоф: вот, Я спасу народ Мой из страны востока и из страны захождения солнца; и приведу их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде** Милосердие Божие прострется не на тех только, которые уже находятся в Иерусалиме, но и на рассеянных по всем странам земли. Они получат возможность возвратиться в Иерусалим из всех стран от востока до запада и будут опять народом Божиим. Ст. 7-8 служат пояснением предыдущего: собрание отовсюду рассеянных сынов Израиля увеличит население опустевшего со времени плена Иерусалима, и он будет полон обитателями всех возрастов. [<10>]