[<10>] ====== Толкования на Зах. 8:13 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И будут, яко бесте в клятве во языцех доме Иудов и доме Исраилев, тако спасу вы, и будете в благословении: дерзайте и укрепляйтеся руками вашими** Израильтяне сделались пленниками и, подвергшись жестоковластию победителей, оказывались и проклятыми, потому что некоторые справедливо говорили: да не будут таким, как Израиль. Когда же милосердый Бог спас их и возвратил им прежние блага: то вместе с прекращением бедствий и они перестали считаться проклятыми; ибо они были благословенны и сделались счастливыми так же, как и прежде, потому что Бог возвеселил их высшими благами и даровал им возможность участия во всякой радости. Это же самое поистине усматривается и по отношению к нам самим; ибо мы находились под проклятием и под игом полчищ демонов и злобою их увлекаемы были ко всякого рода злу. Когда же мы познали Бога Творца всяческих и познаны были Христом; тогда мы научились воспевать о себе самих: //«благословени мы есми Господеви, сотворшему небо и землю»// [[old:ps:113:23|(Пс.113:23)]]. Поелику же мы призваны к такой чести и славе; то мы должны подвизаться и мужественно побеждать страсти, отвращаться от греха, сообразоваться в жизни с Евангельскими законами и стараться совершать угодное Богу; ибо мы услышали взывающего к нам: **«дерзайте и укрепляйтеся руками вашими»**. Мы получили от Христа возможность дерзать, потому что за нас Он победил мир и попрал врагов и собственный храм сделал недоступным смерти и заградил уста беззакония, чтобы и мы чрез Него прославились в этом; ибо Он победил, как я сказал, не ради Себя, но ради нас изнемогших; уготовляя нам блага, вытекающие из этой победы. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 13–15 **И будет: как** [некогда]** вы были проклятием у народов, дом Иуды и дом Израиля, так** [теперь]** Я спасу, и вы будете благословением: не бойтесь, да укрепятся руки ваши. Ибо сие говорит Господь воинств: Как Я помыслил преогорчить вас, когда к гневу побудили Меня отцы ваши, говорит Господь, и Я не умилосердился: так, обратившись в эти дни, Я помыслил ниспослать благословение Иерусалиму и дому Иуды: не бойтесь** После построения храма Он обещает такое будущее, что подобно тому, как [прежде] дом Иуды и дом Израиля, т. е. два и десять колен, были между народами предметом проклятий, насмешливого свиста и поговорок, подобно сему, когда они будут спасены и возвращены в Иудею, они будут благословением для всех. Не бойтесь, говорит, воинственных врагов: твердо верьте в то, что обещаемое Господом через меня истинно. Да укрепятся руки ваши, исполняйте начатые работы. Причина укрепления [для них] есть божественное обетование: Сие говорит Господь всемогущий, для Которого нет ничего невозможного, Который может исполнить обещаемое. Подобно тому, как решил Я опечалить вас и предать плену, потому что отцы ваши вызвали Меня на гнев, и Я не умилосердился, – что LXX перевели словами: οὐ μετενόησα, т. е. не раскаялся; на Еврейском это пишется словами nlo naamathi (ולא נהמהי); Я не умилосердился для того, чтобы через пленение исправить вас и наставить через всякие испытания и наказания; подобно этому в настоящее время Я решил ниспослать благословение Иерусалиму и дому Иуды. И необходимо заметить, что когда Он гневается, дом Иуды и дом Израиля, т. е. все преданные пленению двенадцать колен, являются проклятием у народов языческих; а после того, как Он решил ниспослать благословение, делает это не Иуде и Израилю, т. е. [не] двенадцати коленам, – именно: Иерусалиму и Самарии, Оолле и Ооливе, – а только остаткам Израиля в плену, – Он ниспосылает благословение [только] Иерусалиму и дому Иуды, а в конце прибавляет: Не бойтесь, или: Твердо верьте, имея в виду то, что мы уже изложили выше. – А относительно Церкви и относительно каждого верующего это место можно понимать в том смысле, что христиане во время преследований для всех окрестных народов были предметом проклятия и насмешливых поговорок [exemplum ­ пример, притча], ибо опечалили Господа своего; а после этого они сделаются благословением, когда наступит мир, и будет все это, так как Господь, прежде гневавшийся на Иерусалим, после умилосердился над ним, т. е. над видением мира, и над Иудой, что значит исповедующий веру в Господа. Также и отдельные верующие, изгоняемые из Церкви и предаваемые сатане на погибель плоти [[new:1kor:01:05|(1Кор. 5:5)]], чтобы научиться не богохульствовать [[new:1tim:01:20|(1Тим. 1:20)]], когда покаются, возвратятся в прежнее состояние, увидят мир Божий и приобретут славу за исповедание свое. Относительно слов: Я не умилосердился, или: Я не раскаялся еретики злословят, будто Бог или жесток, или изменчив, если Он то раскаивается, то не раскаивается. Ибо если Он раскаивается, то Он – изменчив, а если не раскаивается [т. е. не имеет сожаления], то Он жесток. А раскаялся Бог в том, что помазал Саула на царство [[old:1ts:15:01|(1Цар. 15:1]]–[[old:1ts:15:02|2)]]. И в отношении к Ниневитянам, которым Он через пророка возвестил: //Еще три дня, и Ниневия будет разрушена// [[new:in:03:04|(Ион. 3:4)]], и которые покаялись, Он, по словам пророка, изменил решение; но это не по недостатку ведения (mentis improvidae), а по изменчивости тех, которые делают то добро, то зло. Если они делают зло, то Он посылает угрозы, а если они оплакивают свои прежние грехи, то Он оказывает милосердие: Бог, будучи одним и тем же, не изменяется и не можеть изменяться; но когда люди заменяют злые дела добрыми, то и Он изменяет свое определение. Он и в книге Бытия говорит: //Вопль Содомлян и Гоморры умножился, и грехи их стали чрезмерно велики. Посему сойду посмотреть: совершаются ли// [деяния]// соответственно воплю, доходящему ко Мне, или же нет, чтобы Мне знать// [[old:gen:18:20|(Быт. 18:20]]–[[old:gen:18:21|21)]]. Слова Его имеют такое значение: Если они будут упорствовать в безумии своем, то наказание не отступит от грешников; если же они оставят свое неистовство, то будут весьма достойны познания Моего: //Ибо Бог знает Своих// [[new:2tim:02:12|(2Тим. 2:19)]], и к Галатам Апостол пишет: //Но тогда незнающие Бога// [[new:gal:04:08|(Гал. 4:8)]]. Но хотя Бог познал всех, и ничто из прошедшего, настоящего и будущего не скрыто от Него, [однако] Он говорит в Евангелии, что не знает нечестивых: //Отступите от Меня, делающие неправду, Я не знаю вас// [[new:lk:13:27|(Лк. 13:27)]]. Итак, о познании Божием, раскаянии, гневе, негодовании и всех внутренних движениях мы должны разсуждать не с точки зрения ограниченности, свойственной человеческой речи, а в смысле, соответствующем Божественному величию. **//Толкование на пророка Захарию.//** [<10>]