[<10>] ====== Толкования на Зах. 8:16 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 16-17 **Сия словеса, яже сотворите: глаголите истину кийждо ко искреннему своему и суд мирен судите во вратех ваших, и кийждо злобы искренняго своего не помышляйте в сердцах ваших и клятвы лживыя не любите: зане сия вся возненавидех, глаголет Господь Вседержитель** Тем, которые решились избегать неповиновения и удаляться легкомысленного образа жизни, напротив возлюбили ходить правым путем, Бог обещает, что даст им блага Своего милосердия и что Он постановил вперед творить добро им. Он заповедал, чтоб они никогда не казались говорящими ложь, напротив произносили слова истины, любили правду в судах и относительно каждого дела произносили приговор правый и неукоризненный, не поддаваясь постыдным прибыткам и не прельщаясь постыдною корыстью и ради денег не предавая милость праведного; но стремясь только к благоугодному для Бога, – чтоб они прощали братьям, если они погрешат в чем-нибудь или делом или словом, а сверх того в особенности удалялись от ложной клятвы; ибо Он утверждает, что Он возненавидел эти грехи. Смотри, как повелевает ничего не делать в тенях и образах: не заповедает приносить в жертву волов и чтить Его курением фимиама; но желает, чтобы упражнялись в образе жизни более духовной, возвышенной и евангельской. Поелику здесь сделано краткое указание на время пришествия нашего Спасителя; то в соответствие сему вводится здесь вместе с тем и заповедь, излагающая Его учение. И действительно если нам, следующим божественным словам, надлежит говорить истину, то нам должно будет помышлять согласно учению Христову, ибо Христос есть истина. Посему и премудрый Петр заповедал нам быть всегда готовыми //«ко ответу всякому вопрошающему ны словесе о нашем уповании»// [[new:1pet:03:15|(1Пет.3:15)]]. Если же обыкнут говорить Христово и всегда будут иметь Его не только на языке, но и приложат попечение об уме и сердце; то они непременно будут праведными и украшенными всякого рода правотой, миротворцами и кроткими, не только не употребляющими ложной клятвы, но и совсем не клянущимися, потому что они помнят о словах Его: //«буди же слово ваше: ей ей, ни ни»// [[new:mf:05:37|(Мф.5:37)]]. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 16–17 **Итак вот повеления, которые вы должны исполнять: Говорите истину каждый ближнему своему; у ворот ваших судите истиною и судом мира; и не замышляйте зла каждый против друга своего в сердцах своих; и не любите ложной клятвы, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь** Я обещал, что не по подобию дней прежних буду делать остаткам народа, бывшего в плену. И как Я решил опечалить их, когда отцы их побудили Меня к гневу, и Я не умилосердился; так ныне, обратившись в эти дни, Я решил ниспослать благословение Иерусалиму и дому Иуды. Итак, чтобы Мое решение осталось [неизменным] и обещание не было пустым, исполняйте следующие Мои повеления: **Говорите истину** ближним своим. Под ближним мы должны разуметь всякого человека, ибо мы произошли от одного родителя. В противном случае, если бы под ближним разумелся родственник, то пред иностранцами и чужими можно [было бы] лгать. То же самое говорит Апостол: //Оставив ложь, говорите истину каждый ближнему своему// [[new:ef:04:25|(Еф. 4:25)]]. Истиной и судом мира судите у ворот ваших. В первом суде да будет истина и справедливость, а за тем следует милосердие. В самом деле, суд мира состоит в том, чтобы судья имел намерение примирить несогласных, соответственно сказанному в Евангелии: //Блаженны миротворцы, ибо они назовутся сынами Божиими// [[new:mf:05:09|(Мф. 5:9)]]. Следующие слова: у ворот ваших находятся в соотношении с следующими пророческими словами: //Ненавидят они исправляющего у ворот и возгнушались словом святым// [[old:am:05:10|(Ам. 5:10)]], и в другом месте: //Не испытают смущения, когда будут говорит с врагами своими в воротах// [[old:ps:126:05|(Пс. 126:5)]]. Давид также судил у ворот, когда Авессалом, обещая истину на суде, устраивал козни отцу [[old:2ts:19:28|(2Цар. 19:8)]]. Но спрашивается, почему у Иудеев место суда было у ворот? Судьи заседали у ворот для того, чтобы не вынуждать земледельцев входить в город и нести издержки, так что, как горожан, так и поселян судьи выслушивали при входе и выходе, а по окончании разбора дела каждый без замедления мог возвращаться к месту своего жительства. И зла, говорит, против своих врагов не замышляйте в сердцах своих: слово raach (רעה), переведенное всеми одинаково словом κακία, т. е. злоба, мы можем понимать двояко: в значении зла и в значении огорчения: [например] в смысле огорчения: //Есть ли бедствие в городе, которого не сделал Господь// [[old:am:03:06|(Ам. 3:6)]], и: //Достаточно для каждого дня беспокойства его// [[new:mf:06:34|(Мф. 6:34)]]; в смысле зла Бог говорил чрез пророка Иону: //Вопль злодеяния их дошел до Меня// [[old:ion:01:02|(Ион. 1:2)]], и у Апостола читаем: //Исполнены всякою неправдою и злобою// [[new:rim:01:29|(Рим. 1:29)]]. Итак тот, кто свят, не опечаливает друга своего ни тем, ни другим и не замышляет зла в сердце своем. И ложной клятвы, говорит, не любите, ибо Господь заповедал в Евангелии: //Я же говорю вам, чтобы вы не клялись совершенно, но да будет слово ваше: Да, да! (est, est) Нет, нет!// [[new:mf:05:start|(Мф. 5:34–37)]]. Действительно, ведь кто не будет клясться, тот никогда не может нарушить клятвы; кто клянется, тот услышит сказанное в Писании: //Не употребляй имени Господа Бога твоего напрасно// [super re vana – в пустом деле] [[old:ish:20:07|(Исх. 20:7)]]. Все это Я ненавижу, говории Господь, чему соответствуют и слова Малахии: //И все, что Я ненавидел, вы делали// ([[old:mal:02:13|Мал. 2:13]], по переводу LXX). В наставлениях, имеющих отношение к жизни и вполне понятных, мы не должны усматривать иносказания и, – по словам одного комика, – не будем трудиться по пустому (Плавт. Мен. II, 1). **//Толкование на пророка Захарию.//** [<10>]