[<10>] ====== Толкования на Зах. 8:20 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 20-22 **Сице глаголет Господь Вседержитель: еще приидут люди мнози и живущии во градех мнозих, и снидутся живущии в пяти градех во един град, глаголюще: грядим помолитися лицу Господню, и взыскати лице Господа Вседержителя, иду и аз. И приидут людие мнози и языцы мнози взыскати лица Господа Вседержителя в Иерусалиме и умолити лице Господне** Когда Христос превратил плач наш в радость и в праздник и в веселие благое и изменил скорби наши в радостное настроение духа; тогда, говорит, призываемые ко спасению уже будут приходить чрез веру и иметь общение с Богом чрез освящение не по одному, но целые города будут побуждать к этому друг друга и все народы толпами будут приходить и последующие всегда будут говорить прежде достигшим этого: **«иду и аз»**; ибо написано: //«железо железа острит: муж поощряет лице дружне»// [[old:pr:27:17|(Притч.27:17)]]. Ведь ревность одних почти всегда оказывается для других побуждением к совершению добра. Какую же цель имеют в виду города или народы? Умолити и **взыскати лице Господа**, то есть Христа, Который есть всесовершеннейший образ Бога и Отца и //«образ ипостаси Его, по написанному, и сияние славы»// [[new:evr:01:03|(Евр.1:3)]]. О Нем божественный Давид говорит: //«лице твое просвети на раба твоего»// [[old:ps:118:135|(Пс.118:135)]]; ибо мир и лице, как я сказал, Бога и Отца осияло нас, имеющих Его благоволение и милость, и мы избавимся от пагубных последствий греха, //«оправдаеми верою, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по великой Его милости»// [[new:tit:03:05|(Тит.3:5)]]. Подлинно, Он милосерд и благ и проницает грехи приходящим к Нему; ища Его чрез исполнение установленного законом, мы всенепременно обретаем Его и чрез Него соединяемся с Богом и Отцом: //«той бо есть мир наш»//, по Писанию [[new:ef:02:14|(Еф.2:14)]]. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 20-21 **Людие мнози приидут и живущии во градех многих. И снидутся живущии в одном граде с живущими в другом граде, глаголюще: грядим помолитися лицу Господню**. Здесь Пророк начинает речь о ревности, с какою народы обратятся к Богу по падении Гога. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 20–22 **Сие говорит Господь воинств: Доколе будут приходит народы и обитать в городах многих, и приступят жители один к другому, говоря: Пойдем и будем молиться пред лицем Господа и будем искать Господа воинств. Пойду и я; и придут народы многие и племена сильные искать Господа воинств в Иерусалиме и молиться пред лицем Господа** Посты четвертого, пятого, седьмого и десятого месяцев обратятся в торжественнейшие (optimas) празднества в виду того, что города Иудеи, бывшие прежде пустыми, будут славными от множества жителей в них. И каждый город устремится к другому городу, и будут они взаимно убеждать себя и говорить: «Так как в течение последних семидесяти лет пути Сиона были в горести, ибо не было человека, который ходил бы на праздники, то все ворота его пусты, и все священники его воздыхали с печалью; а ныне, по наступлении мира, двинемся в Иерусалим, в котором по заповеди принесем жертвы, и пусть каждый муж из нас трижды в год явится пред лице Господне» [[old:ish:23:start|(Исх. 23:14–17)]]. И когда один будет говорить другому: «Пойдем и помолимся пред лицом Господним и будем искать Господа всемогущего», то другой город ответит: «Пойду и я». В это время пойдут народы многие и племена бесчисленные и сильные, чтобы принести жертвы Господу в Иерусалиме и помолиться пред лицем Его. Ибо Господь приближается к тем, которые не искушают Его, и показывает лице Свое тем, которые веруют [[old:prs:01:02|(Прем. 1:2)]]. Кто видел Сына, видит и Отца [[new:in:14:09|(Ин. 14:9)]], и Господь Спаситель есть образ Бога невидимого, не в том смысле, что Сын – видим, а Отец – невидим, но в том, что при наименовании Сына мы думаем об Отце: никоим образом Он не был бы Отцем, если бы не имел Сына. Посему Сам [Господь] и говорит в Евангелии: //Отче, Я открыл имя Твое людям// [[new:in:17:06|(Ин. 17:6)]]. То что мы сказали об Иерусалиме и Зоровавеле или [о времени] после Зоровавеля, более правильно и определенно относится ко Христу и тому Иерусалиму, под которым разумеется Церковь. А в таком случае [эго место имеет то значение], что со всех концов земли народы и племена будут сходиться для принесения жертв в храме Господа. Также и во время преследования, – как мы уже и раньше кратко заметили, – учители и священники Церкви с дерзновением утешали верующих и пленных [христиан] тем, что общины христиан (παροικίαι) снова будут восстановлены, и снова наступит полное спокойствие, и в церквах снова начнется моление пред лицем Господним. Мы быстро пробежали то, что очевидно, чтобы более долго остановиться над менее ясным. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-23 **Так говорит Господь Саваоф: еще будут приходить народы и жители многих городов; и пойдут жители одного города к жителям другого и скажут: пойдем молиться лицу Господа и взыщем Господа Саваофа; и каждый скажет: пойду и я. И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа. Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог** Хотя пророк, согласно вообще с ветхозаветным представлением о соответствии благосостояния в жизни временной с благочестием, говорит: //посев будет в мире; виноградная лоза даст плод свой, и земля даст произведения свои, и небеса будут давать росу свою: и все это Я отдам во владение оставшемуся народу сему// (ст. 12, Ср. [[old:zah:03:10|III:10]]); но в заключение своих наставлений и обетований, данных при решении вопроса об отмене постов, пророк говорит о благах высших, духовных - о распространении истинного богопознания и богопочтения между язычниками, при посредстве иудеев, как результат полного обращения их на путь исполнения заповедей. К бывшему некогда в рассеянии и вновь восстановленному в своей стране народу будут стекаться отовсюду представители различных народов, будут звать друг друга жители городов языческих в святой город для молитвы пред Господом. Язычники будут нуждаться в руководстве и посредничестве иудеев - народа близкого к Богу; один иудей будет руководить десятью язычниками. Иегова, как творец всего мира, должен быть Владыкою и Богом всех народов; но в ветхозаветное время Он является Богом преимущественно для одного народа израильского, и только через его посредство истинное богопознание делается всеобщим. Мысль, что и язычники предназначаются к вступлению в устрояемое Богом Царство, достигает полной ясности лишь у пророков (//Oehl//. 216-217). [<10>]