[<10>] ====== Толкования на Зах. 10:3 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **На пастырей прогневася ярость Моя, и на агнцы посещу: и посетит Господь Бог Вседержитель стадо Свое, дом Иудин, и учинит я аки коня благолепна своего во брани** **На пастырей прогневася ярость моя и на агнцы посещу.** Здесь пастырями называет, как я думаю, лжепророков и лжепрорицателей и наставников заблуждения, бывших погибелью и сетью для тех, которые, уклонившись от истинного понятия о Боге, подобающую Ему честь и служение воздавали твари и поклонялись делам рук своих, как написано [[old:ps:113:12|(Пс.113:12)]]. Не противно истине – к лжепророкам присоединить и некоторых из великих людей еллинских, которые, считаясь весьма мудрыми, вводили своим красноречием в заблуждение увлекавшихся ими людей и как недобрые некие пастыри питали их терниями и многими неразумными и пустыми мыслями; ибо есть ли у них что-нибудь такое, что содействует к познанию истины? Да постигнет гнев божественный таковых, и вполне справедливо! ибо они не только погубили свои собственные души, но кроме того ввели в заблуждение и души других, как бы позлащая ложь, как я сказал, блеском своих речей и пользуясь даром слова для обмана. Посещает же агнцев, очевидно, по жалости к ним и обращая их от заблуждения к познанию истины и с путей заблуждения приводя их на путь правый. Как притеснявших их следовало подвергнуть подобающему наказанию за их неправды; так, с другой стороны, человеколюбивый суд над пострадавшими (от них) отнюдь не мог бы лишить их свойственного Богу милосердия и праведного приговора. Ведь, надлежало, непременно надлежало спасти обиженных, потому что Бог не памятозлобив и избавляет от наказания тех, которые подверглись владычеству их, может быть, и непроизвольно. Ст. 3-5 **И посетит Господь Бог Вседержитель стадо свое, дом Иудин, и учинит я аки коня благолепна своего в брани. И от него призре, и от него учини лук в дусе ярости: и от него изыдет всяк изгоняяй в том. И будут яко ратницы попирающе брение на путех в брани, и ополчатся, зане Господь с ними** Ясно показывает, каким образом наведет на пастырей гнев свой, посетит и спасет агнцев. Избрав из Иудеев учителей вселенной, святых апостолов и евангелистов, чрез них Он победил еллинских мудрецов, агнцев же избавил от их наглых речей и, освободив их от сетей заблуждения, привел их к истинному и неукоризненному богопознанию. Итак, **«посетит**, говорит, **стадо свое, дом Иудин»** и сделает из него как бы прекрасного и весьма воинственного коня, на котором духовно как бы восседая, овладеет, как я сказал, овладеет языком Еллинов и обличит неблагообразие и бесполезность свойственной им мудрости. А что рассеявшиеся среди Еллинов божественные ученики сделались как бы некими конями, как бы издающими ржание против их пустословия и против ненавистной Богу лжи, кто может усомниться в этом, когда Христос говорит о блаженном Павле Анании: //«иди, яко сосуд избран ми есть сей, пронести имя мое пред языки и царьми и сынми Израилевыми»// [[new:act:09:15|(Деян.9:15)]]. И Аввакум негде сказал как бы к Господу нашему Иисусу Христу: //«яко всядеши на кони твоя, и конница твоя спасение»// [[old:avm:03:08|(Авв.3:8)]]. Итак, говорит,** «учинит и аки коня благолепна в брани, и от него призре»**. Как бы так говорит: как Бог, Он усмотрел способных к служению евангельской проповеди, произвел выбор из потомков Иуды и из них поставил на служение это; определил им быть исполнителями Своей воли, помощниками и служителями и как бы посредниками исходящей от Него благодати. И еще говорит, что **«от него»**, то есть Иуды в ярости натянутый лук против врагов. Из него же опять **«изыдет и изгоняяй в том»**; изгоняющим же, как думаю, называет производящего опустошение и пленение. Так поступили божественные ученики, похищая сынов еллинских и приводя их к великому царю, говорю, Христу, дабы они были в подчинении у Него и имели одинаковые с Ним настроения после того, как они наконец с трудом свергли с себя ярмо диавольского владычества. Таким образом, божественные ученики явились победителями и мудрецов еллинских, так что, казалось уже, они как бы попирают грязь, разбросанную на распутиях; ибо был с ними Господь, //«творящий велия и не изследимая, славная же и изрядная, имже несть числа»// [[old:iov:05:09|(Иов.5:9)]]. И Христос негде возгласил к уверовавшим в Него: //«се даю вам власть наступати на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию»// [[new:lk:10:19|(Лк.10:19)]]. Надобно заметить, что мы говорим это, указывая на духовный смысл изъясняемых слов. Но Иудеи не хотят понимать их так, напротив принимают их в историческом смысле и говорят, что после времени плена против них воевал Антиох, по прозванию Епифан, собравший весьма большое количество воинов из Еллинской страны и возгордившийся вспомогательными войсками других народов. Но, как они сами говорят о сем, Израиль победил и приобрел себе славу от его жестокости; ибо тогда-то и случилось, что Маккавеи, явившись мучениками, облеклись венцом славы [[old:mak:06:07|(Мак.6:7)]]. В подтверждение же своего мнения они приводят то, о чем нами недавно и немного прежде было сказано, а именно: //«занеже напрягох тя себе чудо яко лук, исполних Ефрема, и воздвигну чада твоя, Сионе, на чада Еллинска, и осяжу тя яко мечь ратника: и будет Господь на них, и изыдет яко молния стрела его: и Господь Бог Вседержитель в трубу вострубит и пойдет в шуме прещения своего. Господь Вседержитель защитит их»// [[old:zah:09:13|(Зах.9:13–14)]]. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **На пастырей прогневася ярость Моя, и на агнцы посещу**, то есть накажу пастырей, когда посещу стадо Мое, дом Иудин, чтобы излить на него благодеяния Мои. Ибо **посетит Господь Бог Вседержитель стадо Свое, дом Иудин, и учинит я аки коня благолепна в брани**, то есть сделает Иудеев бесстрашными, подобно коню благолепному в брани. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 3–5 **Против пастырей воспламенился гнев Мой, и на козлов Я устремлюсь, ибо посетит Господь воинств стадо Свое, дом Иуды, и поставит их, как коня славы Своей на войне. От Него – краеугольный камень, от него – столп, от него – лук для сражения, от него произойдет всякий правитель вместе. И будут они крепкими на войне, чтобы попирать **[врагов]**, как придорожную грязь, и будут воевать, ибо Господь с ними** И это место Иудеи изъясняют двояко, ибо одни думают, что все должно исполниться во время пришествия Христова, а другие утверждают, что это все уже исполнилось во времена Маккавеев. Но толкование того, что обещает Господь таково: на пастырей, князей и священников разгневался Господь, и на козлов, и посетил народ Свой согласно с тем, что написано: //Народ Мой сделался стадом погибшим, пастыри выбросили их// [[old:ier:50:06|(Иер. 50:6)]]; таким образом за порок наставников будут наказаны ученики, не по неправому суду судьи, наказывающего сынов за грехи родителей, а потому, что, когда они грешили, народ вместе с ними участвовал, одобряя их; тогда именно и посетил Господь козлов, или тучнейших агнцев и, – согласно Семидесяти, – сделал то, что они высохнут от засухи. А после этого посетил Господь стадо Свое дом Иуды, ибо Он воздвиг Иуду Маккавея и других из рода его против вождей Антиоха и поставил их в битве, как славного коня Своего, т. е. тех, которые произошли от поколения его: ибо они долго угнетали Македонян. А следующие слова: **От него краеугольный камень, от него столп, от него военный лук, от нею произойдет** всякий правитель вместе, в переносном (μεταφορικῶς) смысле понимают так, что под краеугольным камнем разумеют царскую власть, потому что она поддерживает [или: поддерживала] стены. От него, говорит, и столп, т. е. священство. Читай Исаию, у которого [сказано, что] Елиаким укрепляется в храме, как столп [[old:is:22:start|(Ис. 22:20–24)]]. От него произойдет военный лук, [т е.] сильные для сражений; от него также и все правители вместе, – чго на Еврейском выражено словом noges (ננש) и Акилою переведено словом εἰςπράσσων, которым обозначается, что будут между ними мужи не только сильные и добрые, но еще и другие, недостойные его рода. Действительно, Иуда Маккавей и все, бывшие из его рода князьями, были и краеугольным камнем, потому что они с царскою мастию управляли народом, были и столпом, потому что сами были священниками, были и луком военным, потому что были мужами храбрейшими, так что не только управляли строем войска, но и в сражение бросались первыми. А о следующих словах: **от него произойдет всякий правитель вместе**, вместо которых LXX перевели: от него произойдет всякий изводящий вместе, мы можем сказать и так: в войске не будет никакого начальства, которое не распределялось бы по его воле. И будут они мужами весьма сильными, попирающими Македонян в сражении, как придорожную грязь; также будут они весьма сильными на войне, и будут сражаться, потому что Господь с ними. Наши толкователи относят это место ко временам гонений, потому что за пороки священников народ часто предается в руки врагов. И однако после этого Господь всемогущий посетит стадо свое, дом Иуды, который устами и сердцем (animo) исповедует Бога, и поставит их на войне, как славного коня Своего, о котором святые говорят: //Взойди на коней Своих, и восхождение Твое есть спасение// [[old:avm:03:08|(Авв. 3:8)]]. Сам будет и луком ярости Господней, о котором говорит: //Напою стрелы Мои кровию// [[old:vtor:32:42|(Втор. 32:42)]], и снова: стрелы Мои истребят их. Об этом луке и этих стрелах мы читаем в седьмом псалме [[old:ps:007:13|(Пс. 7:13]]–[[old:ps:007:14|14)]]: //Напряг лук Свой и приготовил его, и в нем приготовил сосуды смерти, стрелы Свои сделал из пламени//. И увенчанные в мученичестве, говорит он, будут попирать противников своих и будут говорить: //Господь просвещение мое и спасение мое, кого я буду бояться? Господь защитник жизни моей, пред кем я буду трепетать? Когда устремлялись против меня злобствующие, чтобы поедать плоть мою, враги мои, терзающие меня, то сами сделались слабыми и пали. Если поставят против меня ополчения, не убоится сердце мое; если возбудится против меня война, в Нем я положу надежду свою// [[old:ps:026:start|(Пс. 26:1–4)]]. Тогда исполнятся оные слова: //Один из вас будет преследовать тысячу, и два обратят в бегство многие тысячи// [[old:vtor:32:30|(Втор. 32:30)]]. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Лопухин А.П. ===== **На пастырей воспылал гнев Мой, и козлов Я накажу; ибо посетит Господь Саваоф стадо Свое, дом Иудин, и поставит их, как славного коня Своего на брани** //Изображение предстоящего восстановления дома Иудина и дома Ефремова// Под неверными пастырями, подвергающимися гневу Божию, толкователи разумеют или начальников и руководителей народа еврейского из его же среды (//Феод//. 105, //Иерон//. 116-117) или царей и правителей языческих, в подчинении у которых были евреи (//Keil// 608). Несколько своеобразное толкование предлагает св. Кирилл, который, разумея здесь под пастырями "лжепророков и лжепрорицателей и наставников заблуждения", находит не противным истине "к лжепророкам присоединить и некоторых из великих людей эллинских, которые, считаясь весьма мудрыми, вводили своим красноречием в заблуждение увлекавшихся ими людей" (с 137). [<10>]