[<10>] ====== Толкования на Зах. 10:6 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 6-7 **И будут аки бы не отвратих их: зане аз Господь Бог их, и услышу я, и будут яко ратницы Ефремовы** Когда посрамлены были мудрецы еллинские, которые названы и всадниками, дает обетование, что укрепит и помилованных вселит, присовокупляя: **«понеже возлюбих я»**. И какую они получат выгоду от того, что были возлюблены Богом, объясняет опять, говоря: и **«будут аки бы не отвратих их»**; ибо Я не презрел их со всем, но призрел на них, когда они подверглись бедствию; **«зане аз Господь Бог их»**, то есть Я сделаю приятными моления их **«и будут яко ратницы Ефремовы»**. Он как бы так говорит опять: те, которые некогда вследствие немощи ума и души были как бы расслабленными и лежащими, достигнут такой духовной крепости, что окажутся как бы равными прославившимся Ефремлянам, то есть апостолам и евангелистам из Иудеев; потому что они сделались духовными ратниками, одолевающими врагов и повергающими противников и побеждающими начала и власти и господства и духов злобы [[new:ef:06:12|(Еф.6:12)]] и без труда осиливающими противников священной проповеди. И из множества язычников призванные чрез веру к познанию Христа сделались мужами святыми и исполненными духа и как бы ратниками Ефремовыми; ибо и они сделались ратниками; усвоив образ жизни апостолов и подражая их добродетели, и они мужественно подвизались против врагов истины и страстей и греха. См. также Толкование на [[old:zah:10:05#svt_kirill_aleksandrijskij|Зах. 10:5]] **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И укреплю дом Иудин, и спасу дом Иосифов, и возвращу их, потому что Я умилосердился над ними, и они будут, как бы Я не оставлял их: ибо Я Господь Бог их, и услышу их** См. Толкование на [[old:zah:10:05#prp_efrem_sirin|Зах. 10:5]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 6–7 **И придут в смятение всадники, и укреплю дом Иуды, и спасу дом Иосифа, и обращу их, ибо возымею милосердие к ним. И будут, как были, когда Я не покидал их, ибо Я – Господь Бог их, и услышу их. И будут, как сильные Ефрема, и возвеселится сердце их, как от вина, и увидят сыны их, и возрадуется и возвеселится сердце их о Господе** И это место соответственно высшему пониманию они изъясняют двояко: или в том смысле, что это уже исполнилось во время Маккавеев, или в том, что это должно произойти во время Христа в последний век. Но вот смысл этого места: когда Иуда будет поставлен, как славный конь в сражении, и потопчет врагов, как придорожную грязь, и одержит верх, так как Господь будет воинствовать с ним, тогда всякий всадник Греции падет, а дом Иуды и дом Израиля (ибо называет его уже домом Иосифа, т. е. царством десяти колен) будут спасены вместе; и возвращу их из плена, в котором они были, и будут, как тогда, когда Я еще не покидал их, ибо Я есмь Господь Бог их, Который выслушает их моления. И Ефремляне, ныне находящиеся в плену, будут потом освобождены и обнаружат столь великую радость, что ты примешь их за находящихся в опьянении. Сыны их также увидят торжество отцов и возрадуются о Господе, с помощью Которого они одержали победу. Будем исследовать прошедшие события, – именно, когда Иуда и Израиль вместе сражались против Греков, или когда Ефрем возвратился из плена, когда, по словам Иезекииля [[old:iez:37:start|(Иез. 37:16–21)]] два жезла, т. е. Иуда и Ефрем соединились вместе и были одним деревом. В переносном смысле это можно объяснить так: когда Господь всемогущий посетит стадо Свое дом Иуды, тогда придут в смятение всадники, о которых написано: //Воспоем Господу, ибо Он славно прославился: коня и всадника вверг в море// [[old:ish:15:01|(Исх. 15:1)]]; о них поет и голос псалмопевца: //От запрещения Твоего Боже Иакова, задремали возсевшие на коней// [[old:ps:075:07|(Пс. 75:7)]]. И лик святых поет согласно: //Сии на колесницах и сии на конях, мы же воззовем во имя// [или: имя]// Бога нашего; они связаны и пали, мы же восстали и стали прямо// [[old:ps:019:08|(Пс. 19:8]]–[[old:ps:019:09|9)]]. На эту конницу возлагал свою надежду царь Египетский, но низверженный в море погрузился в глубину, как свинец [[old:ish:15:10|(Исх. 15:10)]] и примером своим научил, что истинно есть слово Писания: //Ненадежен конь для спасения// [[old:ps:032:17|(Пс. 32:17)]]. Эти колесницы и этих всадников мы применили выше к толкованию четырех родов возмущений. Если они не управляются уздой хорошего возницы; то унесутся в пропасть. Но есть и другой возница, о нем говорит Елисей: //Отец, отец! Колесница Израиля, и возница его// [[old:4ts:02:12|(4Цар. 2:12)]]. – Тогда, – говорит Бог, – Он укрепит дом Иуды и дом Иосифа, так что разделенные в царствование Иеровоома [[old:3ts:12:16|(3Цар. 12:16)]] соединятся под властью Христа, и будет одно стадо и один Пастырь. Иуда же и Иосиф разными именами внушают одну и ту же мысль – о Спасителе, потому что и Иосиф доставил хлеб страдавшему от голода народу ([[old:gen:42:01|Быт. 42:1]] и дал.), и Господь Своим пребыванием на земле утолил глад мира. И обратит их, и умилосердится над ними, и они будут, как были, прежде чем Он оставил их. Все это понимай в отношении к гонениям; тогда Господь услышал рабов Своих, когда все приходили уже в отчаяние. И будут, как сильные Ефремовы, – они, прежде бывшие слабыми и немощными, после этого стали крепкими и достойными своего имени, ибо слово Ефрем значит: изобилие. И возрадуется сердце их, так как они будут пить вино, вытоптанное из виноградника Сорек. Также возрадуются и сыны их, которым Апостол Павел говорит: //Дети мои, которых я снова рождаю в муках, пока не отобразится в вас Христос// [[new:gal:04:19|(Гал. 4:19)]], и Петр первенствующий из апостолов (princeps apostolorum) говорит: //Как дети послушания, не сообразовавшиеся с прежним житием// [[new:1pet:01:04|(1Пет. 1:14)]]. И в Псалме мы читаем: //Приидите, дети, послушайте меня, я научу вас страху Господню// [[old:ps:033:12|(Пс. 33:12)]]. Итак сии дети взыграют и возвеселятся, и сердце их возрадуется о Господе. **//Толкование на пророка Захарию.//** [<10>]