[<10>] ====== Толкования на Зах. 11:8 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 8-9 **И погублю три пастыри в месяц един, и отягчает душа моя на ня: ибо души их рыкаху на мя. И рех: не имам пасти вас: умирающее да умрет, и исчезающее да исчезнет, и прочая да пояст кийждо плоть ближняго своего** После того как открылся уже истинный и добрый Пастырь, было, конечно, весьма целесообразно, даже более – необходимо, чтобы устранены были наконец наемники и лжепастыри, то есть руководители Иудеев по закону, из которых одни заколали овец, но не раскаивались, а другие, продавая их, говорили: //благословен Господь и обогатихомся//. Но кого же, спросит кто-нибудь, называет тремя пастырями и каким образом погибнут они, как говорит, в один месяц, – вот об этом теперь и будем рассуждать, приводя для доказательства места из священных писаний. Итак, думаю я, что тремя пастырями называет священнодействующих по закону и постановленных над народом судей, и кроме них книжников или законников, ибо они пасли Израиля. Имевшие достоинство священства происходили из одного колена Левия и о них говорил Малахия: //«устне иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его»// [[old:mal:02:07|(Мал.2:7)]]. Получившие же власть судить, хотя они и были избираемы, но поставлялись из всякого колена. Равным образом, думаю, и книжники, или, как я только что сказал, законники, присутствовавшие всегда рядом с поставленными для суда и приводившие для подтверждения слова закона в каждом деле. Что священносовершители божественных тайн, как я сказал, происходили из одного колена Левия, для подтверждения сего нет нужды ни в одном доказательстве. А что судьи, как законоучители, были избираемы из всякого колена, в этом удостоверит блаженный Моисей, говоря во Второзаконии сынам Израилевым: //«судии и книгочии поставиши себе во всех градех твоих, яже Господь Бог твой дает тебе по племенам, и да судят людем суд праведный. Да не уклонят суда, ниже познают лица, ниже да возмут даров: дары бо ослепляют очи мудрых и отмещут словеса праведных»// [[old:vtor:16:18|(Втор.16:18–19)]]. Итак, три пастыря суть священники, судьи и сведущие в писаниях закона, то есть законники. Найдем мы, что и Сам Господь наш Иисус Христос раздельно оплакивает фарисеев и книжников и законников. Так Он говорил: //«горе вам книжници и фарисее»// [[new:lk:11:44|(Лк.11:44)]], и когда Он говорил это, к Нему подошел некто из законников, говоря: //«учителю, сия глаголя и нам досаждаеши. Он же, сказано, рече: и вам законником горе, яко накладаете на человеки бремена не удобь носима, и сами единем перстом вашим не прикасаетеся им»// [[new:lk:11:45|(Лк.11:45–46)]]. Знаю также, что и царствовавшие в свое время в Иерусалиме из колена Иудова в отношении к подчиненным народам исполняли назначение пастырей. Но так как, когда родился Христос, царский род уже исчез, или лишился власти (ибо над Иудеею начальствовали тогда Ирод сын Антипатра из Аскалона и Понтий Пилат), то и вынуждены мы были умолчать о царях из колена Иудова. А что они уже исчезли с рождением Христа, в этом удостоверит написанное: //«не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложеная ему: и той чаяние языков»// [[old:gen:49:10|(Быт.49:10)]]. Следовательно: если пришло, наконец, и родилось чаяние языков, то есть Христос, то необходимо оскудел князь от Иуды и вождь от чресл его. Итак, **три пастыря**, как говорил я, суть священники и судьи и законоучители, кои и остались при своей власти, то есть при должности и месте, и до времен пришествия (Христова). Они погибают, и весьма справедливо, в один месяц. Так как они убили Начальника жизни, то посему и истребляются, и как бы в один месяц, в который понес за нас заклание Еммануил. Правда, и после крестной смерти Спасителя оставались еще управляющие Израилем, пока Вседержитель Бог долготерпел, сострадал к ним и призывал к покаянию; однако, что касается данного о сем определения Божия, то мы утверждаем, что они погибли в то именно время, когда, как я сказал, предали крестной смерти Спасителя и Искупителя всех. Итак, они погибли в один месяц. В этих словах – о судьбе пастырей. К самим же пасомым относится определение: **«не имам пасти вас»** и: если решатся снедать и угрызать друг друга: ибо без всякой пощады и сами снедали друг друга, и желающим похищать были отданы, как самая легкая добыча. Сказал также, и весьма справедливо, о трех пастырях, погибших в один месяц, что **«отягчает душа моя на ня»**, то есть пошлю на них тяжкое наказание, – и что **«души их рыкаху на мя»**, ибо ничем не отличаясь от диких зверей, они постоянно преследовали Христа и наконец привели к Пилату, говоря: //возми, возми, распни Его//. Напоминает об этом и устами Иеремии, говоря: //«оставих дом мой, оставих достояние мое, дах возлюбленную душу мою в руки врагов ея. Бысть мне достояние мое, яко лев в дубраве, даде противу мене глас свой: сего ради возненавидех е»// [[old:ier:12:07|(Иер.12:7–8)]]. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И погубил три пастыри в месяц един**. Не я погубил их, но сам народ еврейский грехами своими погубил чиноначалие священников, царей и Пророков. Сие должно, может быть, разуметь о нечестивых князьях и священниках, покупавших священство, также о царях греческих и о вождях народных, продававших оное; потому что могущество народа иудейского с течением времен и лет постепенно умалялось, пока не пришел Господь наш, с пришествием Которого погибла и исчезла вся слава сего народа. В ином же смысле слова **погубил три пастыри** указывают на то, что Господь в день распятия Своего упразднил у народа Своего, вместе с ветхим законом, царское, священническое и пророческое достоинство. **И отягчала душа Моя на ня: ибо души их рыкаху на мя**; т.е. рыкали их души на Меня, потому что казалось им, будто бы гублю, а не пасу их. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И истреблю трех из пастырей в один месяц; и отвратится душа Моя от них, как и их душа отвращается от Меня** См. Толкование на [[old:zah:11:06#blzh_ieronim_stridonskij|Зах. 11:6]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-9 **И истреблю трех из пастырей в один месяц; и отвратится душа Моя от них, как и их душа отвращается от Меня. Тогда скажу: не буду пасти вас: умирающая - пусть умирает, и гибнущая - пусть гибнет, а остающиеся пусть едят плоть одна другой** Деятельность доброго Пастыря за период времени, обозначаемый символически одним месяцем, проявляется, главным образом, в том, что Он уничтожает трех пастухов - очевидно, тех, которые угнетали овец, обращались с ними несправедливо и жестоко. По очень распространенному со времени отцов толкованию, под тремя пастырями следует разуметь еврейских царей (или вообще представителей светской власти), священников и пророков. Так у св. Ефрема (с. 249) и блаж. Феодорита (с. 110) Иероним приводит это толкование, но сам держится другого, понимая под тремя пастырями Моисея, Аарона и Мариам: "из них Мариам умерла в первый месяц, называющийся nisan, в пустыне Син; в том же месте и в тот же месяц вследствие //воды пререкания//, Моисей и Аарон были осуждены к тому, чтобы не войти в землю обетования [[old:chis:20:10|(Чис XX:10-13)]]. И было так, что из тех трех вождей одна была поражена действительною смертью, другие два осуждены на смерть приговором божественного суда" (136). У св. Кирилла разумеются здесь "священники, судьи и сведущие в писаниях закона" - "книжники", или "законники" (с. 159-160). В позднейшее время толкователи более склонны разуметь в данном месте три суровых монархии, у которых в подчинении поочередно были евреи (//Keil// 620, //Haupt// 280; Zatw 1881. S. 27:, Anm. 2, S. 7:1 и Anm; //Marti// 439). - Но и овцы не остаются безнаказанными, по упразднении трех жестоких пастухов они не проявляют должной доверчивости и покорности по отношению к своему Пастырю, и Он находит Себя вынужденным прекратить Свою деятельность по охранению стада, оставив его на произвол судьбы, на гибель от внешних бедствий и от внутренних раздоров. [<10>]