[<10>] ====== Толкования на Зах. 12:2 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 2-3 **Се аз полагаю Иерусалима, яко преддверия движимыя всем людем окрест, и во Иудеи будет обседение на Иерусалима: и будет, в день оный, положу Иерусалима камень попираемый всеми языки: всяк попираяй его ругаяся поругается, и соберутся нань вси языцы земли** В предшествующих предсказаниях будущее поражение земли иудейской римским войском предрекается ясно. Так Пророк говорил: //«глас плачущих пастырей, яко возбедствова величие их»//. И немного спустя опять: //«сего ради не пощажду ктому на живущих на земли, глаголет Господь, и се аз предам человеки, коегождо в руце искреннему его и в руце царю своему: и изсекут землю: и не имам изъяти от руки их»//. В приведенных же словах ясно предвещает гонения, бывшие на церковь. Так, против уверовавших во Христа вооружились прежде всех других начальники синагоги иудейской, запрещая святым апостолам говорить именем Христа [[new:act:04:17|(Деян.4:17)]], подвергая их бичеванию в собраниях [[new:act:16:22|(Деян.16:22)]], замышляя побивать их камнями и иначе, и чего только безбожного не делая и не говоря? Когда же слово о Христе дошло и до стран языческих, и живущие в них покорились проповеди евангельской, тогда снова возникли другие гонения от царей, которые, стараясь усвоить себе мерзкое и нечистое идолослужение и став служителями диавольского нечестия, убивали святых и призывали их к мученическим подвигам. Церковь же, при отсутствии (видимого) защитника, казалась удобоподверженною страданиям и похожею на **«преддверия движимыя»** и падающие или на **«камень попираемый»**; ибо хотя Спаситель всех и имел силу легко прекратить всякую войну, и даже совсем совершенно отклонить ее от поклонников Своих и сделать их свободными от всякого испытания и преодолевающими силу вражескую, однако благопромыслительно предоставил им прославляться посредством страданий, чтобы они, став сообразными Ему, с Ним бы сопрославились и соцарствовали. //«Понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся»//, как написано [[new:rim:08:17|(Рим.8:17)]], //«зане якоже общницы есмы страстем, такожде и славе»// [[new:2kor:01:07|(2Кор.1:7)]]. Посему говорит: **«се аз полагаю Иерусалима, яко преддверия движимая»**. Когда же это случится, тогда будет воздвигнуто вокруг него **«обседение»**, то есть осада от всех. И когда окажется он подобным камню попираемому, тогда всякий **«ругаяся поругается»**. Случилось же это, как я только что сказал, в некогда бывших гонениях, когда восставали на святых, показуя их многими способами, и даже над умирающими глумясь, несчастные. Не знали они, как видно, о том, что из страдания рождается слава, и что им предстоит неизбежная мука, соответственная их постоянному веселию. Заметь, что попирание церкви, говорит, есть дело не силы язычников, но Его совета. Он допускает, как я оказал, чтобы посредством страданий совершенствовались Его поклонники, о чем и говорит: **«се аз полагаю Иерусалима, яко преддверия движимыя всем людем окрест»**. Близко к этому, думаю, сказанное устами Спасителя Пилату: //«не имаши власти ни единыя на мне, аще не бы ти дано свыше»// [[new:in:19:11|(Ин.19:11)]]. Так и духовный опять Иерусалим, то есть церковь, справедливо мог бы сказать преследующему миру: не имел бы ты надо много никакой власти, если бы не дано было тебе свыше. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Се Аз полагаю Иерусалима яко преддверия движимая всем людем окрест**. Пророк показывает союз народов чуждых, в какой, при содействии царей египетского и сирийского, вступят они против Иерусалима. **И на Иуду с Иерусалимом будет обседение.** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **вот, Я сделаю Иерусалим чашею исступления для всех окрестных народов, и также для Иуды во время осады Иерусалима** См. Толкование на [[old:zah:12:01#blzh_ieronim_stridonskij|Зах. 12:1]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-3 **вот, Я сделаю Иерусалим чашею исступления для всех окрестных народов, и также для Иуды во время осады Иерусалима. И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен; все, которые будут поднимать его, надорвут себя, а соберутся против него все народы земли** Предметом и этой главы служит борьба язычников с избранным народом Божиим. Пророк изображает безуспешность замыслов языческих народов против Иуды и Иерусалима и гибельность их для них же самих. Иерусалим, окруженный враждебными ему народами, сделается для них чашею //исступления//; в борьбе против него они как бы опьянеют и ослабеют настолько, что не будут способны стоять на собственных ногах. Вся Иудея, во главе с Иерусалимом, будет способствовать этому ослаблению язычников, когда они откроют враждебные действия против Иерусалима, который в ст. 3 сравнивается с тяжелым камнем: поднимающие его только надорвут свои силы и причинят себе поранения. Так будет со всеми народами, собирающимися на борьбу против Иерусалима. [<10>]