[<10>] ====== Толкования на Зах. 12:4 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **В день он, глаголет Господь Вседержитель, поражу всякаго коня во ужас, и всадника его в безумие: и на дом Иудов отверзу очи мои, и вся кони людей поражу во ослепление** Что и всякую войну прекратит и нападения преследующих сделает бесплодными, это дает видеть в словах, что поразит коня и всадника исступлением и безумием и ослеплением. Находиться в исступлении и впадать в безумие, думаю, одно и то же, ибо исступление со всею справедливостью можно понимать как выхождение из ума. Когда это произойдет и случится с жаждущими убийства, тогда святым вполне позволительно сказать о своих преследователях: //«врази наши не разумливи»// [[old:vtor:32:31|(Втор. 32:31)]], – и еще: //«сии на колесницах, и сии на конех: мы же во имя Господа Бога нашего возвеличимся. Тии спяти быша и падоша: мы же возстахом и исправихомся»// [[old:ps:019:08|(Пс. 19:8–9)]]. И иначе может впасть в безумие и подвергнется неожиданному исступлению, то есть удивлению, тот, кто нечестиво преследует незлобие святых, именно: когда увидит, что они побеждают в бедствиях и в поражениях, – и когда кажутся побежденными, тогда то в особенности и всего более одолевают, если только справедливо то, что в страдании по преимуществу они являются славными и имеют благодать свыше, соответственную величию скорбей. Далее: разве не поражали своих преследователей блаженные мученики, побеждая даже и самого сатану и запрещая злым и нечистым духам, повергая в великое изумление перед присущей им славой иногда и самих убийц? Итак, возвещает поражение всадника и вместе с тем коня, чтобы мы разумели неприятельские фаланги, ополчившиеся на кротость святых. **«На дом же Иудов отверзет**, говорит, **очи»**. **Иудой** в этом месте называет явившегося из корня Иессеева и колена Иудова Христа, **домом** же – Его церковь или святое множество оправданных верою. А отверзение очей означает, думаю, то, что будет взирать весьма широким и как бы полным взглядом. И это может служить ясным знаком благоволения и покровительства и милости, ибо написано, что //«очи Господни на праведныя»// [[old:ps:033:16|(Пс. 33:16)]]. И на кого воззрит, тех делает вполне треблаженными, так как можно неложно сказать, что отвращением наказывает гордого и преступного, призрением же радует благочестивого и добродетельного. Посему и божественный Давид, ясно представляя вред от отвращения и пользу призрения, некогда говорил: //«не отврати лица Твоего от мене, и не уклонися гневом от раба Твоего»// [[old:ps:026:09|(Пс. 26:9)]], и опять в другом случае: //«призри на мя и помилуй мя»// [[old:ps:024:16|(Пс. 24:16)]]; ибо за отвращением последует гнев и его последствия, за призрением же получение милости. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **В день он, глаголет Господь Вседержитель, поражу всякаго коня во ужас и всадника их в безумие**, то есть все уготовления на брань сделаю бесполезными. **И на дом Иудов отверзу очи Мои**, чтобы сохранить и обогатить его. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **В день тот, говорит Господь, Я поражу всякого коня оцепенением и всякого всадника до безумия, и на дом Иуды открою очи Мои и всякого коня народов поражу слепотою** В то время, – это ведь и значит слово день, – когда Иерусалим будет осажден так, что даже Иуда будет вынужден принимать участие в осаде его, и в плотском и в духовном смысле Господь поразит оцепенением конницу всех вражеских народов, так что оцепенеют все, которые увидят, что они поражены, а всадники их под гнетом великих бедствий сделаются безумными, и на дом Иуды, вынуждаемого сделать нечто против своей столицы (metropolin) откроет Господь очи Свои, чтобы умилосердиться над ними и сделать их достойными лица (aspectu) Своего, и просветит [их] светом очей Своих; а всех коней [у] народов поразит вечной слепотой. Каких коней в духовном смысле должно разуметь, об этом мы сказали выше: //Ненадежен конь для спасения// [[old:ps:032:17|(Пс. 32:17)]] и: //Сии на колесницах и сии на конях// [[old:ps:019:08|(Пс. 19:8)]] и прочее, сему подобное. Также и всадники их, т. е. – как мы сказали, – демоны или ложные учители, все оцепенеют и сделаются безумными, так что вынуждены будут сознаться в полном незнании (nihil sapere). Весьма густой мрак, подобный бывшему [в Египте], когда были поражены смертью первенцы Египтян [[old:ish:11:start|(Исх. 11)]], будет угнетать их. А над домом Иуды, т. е. над народом, исповедующим Бога, согбенным под гнетом гонения и поверженным в ужасе до того, что он является в числе гонителей, откроет Господь очи Свои, чтобы воззреть на многих, говорящих Ему: //Воззри на меня и помилуй меня// [[old:ps:118:132|(Пс. 118:132)]] и чтобы они удостоились услышать: //Господь будет тебе светом вечным// [[old:is:60:19|(Ис. 60:19)]]. Вот это и есть поражение от тягчайшего камня, которым Господь угрожает врагам Своим, пытавшимся поднять и потрясти Иерусалим. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В день тот, говорит Господь, Я поражу всякого коня оцепенением и всякого всадника до безумия, и на дом Иуды открою очи Мои и всякого коня народов поражу слепотою** Вражеские кони, блуждая там и здесь, ничем не будут разниться от слепых, а потому военачальники иудейские, ободрившись, скажут друг другу, что Иерусалим, при помощи Божьей, преисполнится жителями. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **В тот день, говорит Господь, Я поражу всякого коня бешенством и всадника его безумием, а на дом Иудин отверзу очи Мои; всякого же коня у народов поражу слепотою. И скажут князья Иудины в сердцах своих: сила моя - жители Иерусалима в Господе Саваофе, Боге их** Для Иуды, находящегося под особым покровительством Божиим, безопасны будут все боевые силы язычников и кони, и всадники не только потеряют свойства, необходимые для военных действий, но придя в исступление, будут наносить вред своим же. Для начальников Иудиных ясно будет тогда, что жители осажденного Иерусалима сильны божественною помощью. //**Толковая Библия.**// [<10>]