[<10>] ====== Толкования на Зах. 14:6 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 6-7 **И приидет Господь Бог (мой) и вси святии с ним. В он день не будет свет, и зима и мразь будет в день един, и день той знаем Господеви, и не день, и не нощь, и при вечере будет свет** Бегло сказав о безбожных деяниях Иудеев против Спасителя всех нас Христа и о пленении Иудеи и даже самого Иерусалима, переходит потом к самому концу настоящего века и благополезно повествует о снисшествии Эммануила с неба. Снидет Он со святыми Ангелами, во славе Бога и Отца, дабы //«судити вселенней в правду»// [[old:ps:009:09|(Пс.9:9)]], ибо, как пишет божественный Павел: //«всем нам подобает явиться пред судилищем Христовым, чтобы каждому получить по достоинству соответственно тому, что сделал, доброе или худое»// [[new:2kor:05:10|(2Кор.5:10)]]. Да, **приидет**, говорит, приидет Он **«и вси святии с Ним»**, то есть чистейшее множество святых ангелов, Его окружающее и присутствующее при Нем для служения Ему, ибо Эммануил есть Господь всяческих и славословится ими как Бог и Соначальник Родившему Его. Но не лишен будет надлежащего разумения и тот, кто скажет, что соприсутствовать Ему будут и сами святые, восхищенные на облаках в сретение Его на воздух, конечно, по воскресении из мертвых, как о сем думает и премудрый Павел [[new:1sol:04:16|(1Фес.4:16)]]. Подобное нечто сказал о них и божественный Исаия: //«тамо елени сретошася и увидеша лица друг друга: числом преидоша, и един от них не погибе, друг друга не взыска, яко Господь заповеда им, и дух его собра я»// [[old:is:34:15|(Ис.34:15–16)]]. Поет и божественный Давид, предвозвещая снисшествие с небес Спасителя всех нас Христа: //«яко не отринет Господь людей своих, и достояния своего не оставит, дондеже правда обратится на суд, и держащиися ея вси правии сердцем»// [[old:ps:093:14|(Пс.93:14–15)]]. Правдою называет Христа, и Он, говорит, //«обратится на суд»//. Претерпев смерть, Он вознесся и восшел к Отцу и Богу, сущему на небесах [[new:in:20:17|(Ин.20:17)]]. Но //«обратится некогда на суд»// и с Ним //«вси правии сердцем»//, то есть святые, как я только что сказал. А что по кончине мира будет некое другое состояние видимой твари и что она, обновляемая Христом, прейдет к лучшему бытию, в этом удостоверит пророк, говоря: **«в он день не будет свет, и зима и мраз будет во един день, и день той знаем Господеви»**. Теперь различаются день и ночь и, по воле Творца, разделяют время, и восходит свет дня, потом следует ночь. Когда же приидет Судия, все преобразуя по Своему усмотрению, тогда тварь, как сказал я, получит другое устроение, ибо уже **«не будет свет, и зима и мраз во един день»**. Зимою и морозом обозначает ночь, и таким образом сутки обращены в один день. Это подобно тому, как если бы сказал: в то время, когда Он, придя с небес, будет преобразовывать все и переменять к лучшему, как Творец, тогда не будет ночи, ни света дневного. Нечто подобное говорит и блаженный пророк Исаия: //«не будет тебе солнце во свет дне, ниже восход луны просветит нощь, но будет тебе Господь свет вечный и Бог слава твоя»// [[old:is:60:19|(Ис.60:19)]]. А что некогда упразднится и самое действие стихий, в этом удостоверит Сам Христос, говоря: //«абие же по скорби днии тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего»// [[new:mf:24:29|(Мф.24:29)]]. Христос послужит для нас светом вечным и Он будет постоянным и всегдашним днем. А **«день той**, говорит, **знаем Господеви»**, ибо один только Бог и Отец знает день кончины, в чем удостоверяет нас и Сам Сын, говоря так: //«о дни же том и часе никто же весть, ни ангели на небесех, ни Сын, токмо Отец един»// [[new:mf:24:26|(Мф.24:46]], ср. [[new:mk:13:32|Мк.13:32)]]. Поскольку мыслится Он (Сын) подобным нам человеком, Он мог не знать то, что в Отце. Но поскольку Он есть по естеству Бог и из Него явился, Он конечно знает и последний день, хотя и говорил, что не знает по человечеству. Толкуя нам и представляя яснее то, что сказал, пророк присовокупил потом: **«и не день, и не нощь будет, но при вечере будет свет»**, то есть во время ночи, свет будет опять освещающий поднебесную чрез Христа, когда совершенно уничтожится тьма и уже не будет застилать очи святых. Имеет свое основание и та мысль, что и сама тварь преобразуется к лучшему, о чем достодолжным образом говорит ученик Спасителя, что //«приидет день Господень яко тать, небеса же с шумом мимоидут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят все ... нова же небесе и новы земли по обетованиям Его чаем»// [[new:2pet:03:10|(2Пет.3:10–14)]]. Впрочем, мы должны прийти к этой мысли и по необходимому умозаключению, ибо если наше состояние будет в обновлении жизни, то для нас потребуется и новая тварь, о чем и божественный Павел пишет: некогда //«и сама тварь свободится от работы в свободу славы чад Божиих»// [[new:rim:08:21|(Рим.8:21)]]. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И будет в день он, не будет свет, но зима и мраз**, то есть день тот принесет с собою не спасение, но смятение, страх и трепет. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 6–7 **И будет в день тот: не будет света, но холод и стужа. И будет** [этот]** день единый, который известен Господу,** [это]** ни день, ни ночь; а во время вечера будет свет** Очевидно, что здесь говорится о втором пришествии Господа Спасителя, о котором и Иоанн говорит в откровении своем [или: так]: //Вот придет Он с облаками, и увидит Его всякое око, и те, которые Его пронзили// [[new:otkr:01:07|(Апок. 1:7)]]. И Господь в Евангелии предвозвещает, что Сын Человеческий имеет придти на облаках небесных с силою и славою многою [[new:mf:24:30|(Мф. 24:30)]]. Он придет с облаками, т. е. с ангелами, которые суть служебные духи, посылаемые на различные служения, а также с пророками и апостолами, о которых написано: //Истина твоя даже до облаков// [[old:ps:035:06|(Пс. 35:6)]]. Когда же приблизится день пришествия Его, то не будет света, но холод и сильная стужа, по причине охлаждения любви у всех, и вследствие множества имеющих наступить бедствий, когда охладеют все и утратят пламень прежней веры. А после того как всех грешников скует холод и сильная стужа, наступит один вечный день, так как свет и мрак, ночь и день уже не будут взаимно сменять друг друга; но сам Господь будет светом всех, о чем более полно говорит Исаия: //Не будет тебе солнца для освещения днем, и восходящая луна не будет светить ночью// [[old:is:60:19|(Ис. 60:19)]]. Он и в другом месте восклицает к Иерусалиму: //Светись, светись Иерусалим ибо придет свет твой над тобою, и слава Божия взойдет над тобою. Ибо вот тьма и мрак покроют землю над народами, а над тобою явится Господь, и слава Его будет явлена на тебе. И пойдут цари во свете твоем и народы в сиянии твоем// [[old:is:60:start|(Ис. 60:1–3)]]. Если же тьма и мрак покроют землю над народами, то, с другой стороны, каким образом народы будут ходить в сиянии Господа? Но во тьме будут те народы, которых скует холод и стужа их; а во свете Господнем будут ходить те народы, которые последуют за царями, [т. е ] за апостолами и пророками, о которых написано: //Сердце царя в руке Божией// [[old:pr:21:01|(Прит. 21:1)]]. Наконец, в вечернее время, т. е. во время мрака и скорби всех грешников, для святых будет свет, и один вечный день; и если этот день известен Господу, ибо Он но может не знать того, что Он сотворил, то необходимо размыслить: каким образом Он говорит в Евангелии, что этого дня не знают ни ангелы, ни Сын, а только один Отец [[new:mf:24:36|(Мф. 24:36)]]. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-7 **И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет** //Изменение порядка мировой жизни и воцарение Господа над всею землею; значение Иерусалима, как центрального, возвышающего над всею окрестностью пункта// Тогда же произойдет изменение порядка мировой жизни: исчезнет различие между днем и ночью, светила перестанут давать свой свет; или же - порядок обычной смены дня и ночи совершенно изменится; днем не станет света, но он явится в вечернее время (//Keil// 651). Марти объясняет jom 'eshadh (букв. "день один") в смысле дня, не сменяющегося ночью, так что и в вечернее время будет свет (S. 452). - Концу ст. 6 усвояется переводчиками и толкователями совершенно различный смысл. Русские перевод. Синод. и Венск., сделанные с еврейского, допуская различное чтение и производство двух последних слов ст. 6, передают их по-русски - первый: //светила удалятся// (jadar - дорогой, великолепный; мн. ж. jedaroth; по Руж. 244. - драгоценности неба - светила. Страд. ф. dapha - сжиматься, сгущаться, сокращаться см. //Keil// 650-651, //Reinke// 294-297:, Ges. WB. ), второй: //будет холод и сгущение воздуха// (jegaroth читается как vegaroth или vegaruth - "и холод"; вм. Kethibh jegippa'on - Oere: (ve) gippa'on - ("и лед, мороз"). LXX читают: yuch (ед. yucoV - холод, стужа) kai pagoV (лед, - в класс. языке это значение pagoV имеет во (множ. ч. ) = Слав.: //зима и мраз.// - Отцы читают конец ст. 6 соответственно тексту LXX, но толкуют ст. 6-7: неодинаково. Блаж. Феодорит понимает их в смысле пророчества об обстоятельствах крестной смерти Спасителя (с. 123). У Иеронима //холод и стужа// истолкованы в буквальном смысле (в применении к тому времени, когда "свет и мрак, ночь и день уже не будут взаимно сменять друг друга") и в переносном - в отношении к утрате пламенной веры и охлаждению любви пред вторым пришествием Спасителя (с. 17:3). По св. Кириллу, пророк "зимою и морозом обозначает ночь... в то время, когда Он (Христос-Судия), придя с небес, будет преобразовывать все и переменять к лучшему, как Творец, тогда не будет ночи, ни света дневного" (с. 210). Св. Ефрем Сирин толкует так: "все сие изображает непрочное и переменчивое положение иудеев во времена Маккавеев, о чем упоминали мы выше. Но внимательный и смышленый исследователь увидит в сем пророчестве, что оно в точности и ясности относится ко дню страдания Господня..." (с. 262). [<10>]