[<10>] ====== Толкования на Зах. 14:12 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И сие будет падение, имже изсечет Господь вся люди, елицы воеваша на Иерусалим: истают плоти их, стоящих на ногах своих, и очеса им истекут из обочий их, и язык их истает во устех их** //«Скорбь будете иметь в мире»// [[new:in:16:33|(Ин.16:33)]], провозгласил Христос уверовавшим в Него. Однако ж ободряет их, благополезно присоединив: //«но дерзайте, аз победих мир»// [[new:in:16:33|(Ин.16:33)]], ибо дал нам //«(власть) наступати на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию»// [[new:lk:10:19|(Лк.10:19)]]. Какие же это скорпии и что же это за змеи? Очевидно, не те ли мерзостные и смертоубийственные полчища пагубных демонов и святых гонениям подвергающих, кои и сделались сотрудниками необузданного неистовства духов в (этом) мире, кои (духи) и обходят вселенную, устрояя многоразличные козни святым, хотя Христос и восторжествовал над ними, //«пригвоздив на собственном кресте еже на нас рукописание»// [[new:kol:02:14|(Кол.2:14)]], дабы избавить нас от жестоковластия их? Итак, поелику сказал, что //«вселится надеянно Иерусалим, яже есть Церковь Бога жива»// [[new:1tim:03:15|(1Тим.3:15)]], и было конечно весьма справедливо ожидать исполнения этого, с уничтожением врагов и истреблением навыкших гнать ее; то и делает нам необходимое повествование о сем: ибо **«сие**, говорит, **будет падение, имже изсечет Господь вся люди, елицы воеваша на Иерусалим: плоти их истают, истекут и очи, причем истает и язык»**. Конечно, общая эта и по естеству бывающая смерть уничтожает плоти всех и истребляет глаза и язык, но ужаснейшим и до крайности доходящим бедствием по справедливости будет истребление плотей у живых и еще **«стоящих (на ногах своих)»**, как и исчезновение глаз и отъятие языков. Вот это-то, говорит, во всей силе непременно и случится с теми, кои избрали богоненавистную и проклятую жизнь. Они подвергнутся наказанию не только за свои преступления против святых, но и за то плотолюбие, которое они имели в сем мире и которое стало для них виною неприятия веры и нежелания жить благочестиво и возлюбить славу жизни во Христе; ибо они, как я сказал, сделались необыкновенно склонными к непристойным удовольствиям, возымели вожделение к каждому видимому предмету, как бы с жадностью поглощая. И язык наострили они против Христа и составляют нечестивые обвинения на священные догматы Церкви. Посему и справедливо получают наказание на плоти (телах), глазах и языках. Как жена, пившая воду обличения и преступившая клятву, получала наказание на лоно, относительно которого и делаются обвинения в блуде, – //«надмет, (чрево ея),// сказано, //и отпадет стегно (лоно) ея»// [[old:chis:05:27|(Чис.5:27)]], – равным образом, думаю, и преследующие святой город получают наказание на плоти, и глазах, и языках: ибо у них (господствует) плотолюбие, а кроме того любострастие, и прельщения посредством глаз, и речи необузданного языка. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Удар, которым поразит Господь все народы, воевавшие против Иерусалима, будет таков: Иссохнет тело каждого, стоящего на своих ногах и глаза его иссохнут во впадинах своих, и язык их высохнет в устах его** [Вульг.: их] Настоящее место Писания свидетельствует о том, что должны претерпеть народы, которые враждовали против города Божия. Будут еще стоять, – говорит оно, – на ногах своих, но плоть их уже изсохнет и испарится, и глаза их истлеют и выпадут из впадин своих; многоречивый язык, злословивший народ Божий, обратится в гной и истлеет среди зубов. Для всех очевидно, что претерпевшие это, не суть Римляне, разрушившие Иерусалим. Может быть, Иудеи будут утверждать, что нападению подвергнутся должны те народы, которые еще только будут враждовать против Иерусалима, украшенного золотом и драгоценными камнями. Мы же будем говорить, что все гонители, опечаливавшие Церковь Господню, – не говоря о будущих мучениях, – уже в настоящей жизни получили воздаяние за то, что сделали. Будем читать церковные истории о том, что претерпел Валериан, что – Декий, что – Диоклитиан, что – Максимиан, и что – жесточайший из всех Максимин, и еще недавно Юлиан, и тогда в самих событиях найдем буквальное подтверждение, что истинность пророчества оправдалась: истлела плоть их, и язык их сгнил и распался. Затем, если в этих словах еретикам кажется проявление жестокости Божией, то пусть знают, что все это происходит для того, чтобы через ослабление зла возрастало добро. В самом деле, у того, кто будет стоять в Господе и с Господом, плотская сторона его высыхает, чтобы возродилась сторона духовная, и глаза его, смотревшие неправильно, выпадут из впадин своих, чтобы дать место другим, которые могли бы созерцать Господа вместе с пророком, который говорит: //Я возвел очи свои к Тебе, живущему на небесах// [[old:ps:122:01|(Пс. 122:1)]]. И злословящий язык истлеет, чтобы возродился язык, прославляющий Господа, и могущий говорить: //Язык мой будет размышлять о правде Твоей, весь день о хвале Твоей// [[old:ps:034:28|(Пс. 34:28)]]. Посему и Симеон, принимая в руки свои Дитя и провозвещая будущее говорит: //Вот Он предназначен на падение и на восстание многих// [[new:lk:02:34|(Лк. 2:34)]]; посему и Господь говорит: //На суд Я пришел в мир сей, чтобы невидящие стали видеть и видящие были слепы// [[new:in:09:39|(Ин. 9:39)]]. Языческий народ не видел и только после веры во Христа начал видеть свет Истины, Которая говорит через пророка: //Дух Господа на Мне, ради Которого Он помазал Меня, благовествовать бедным послал Меня, проповедать пленным отпущение, слепым прозрение и просвещение мудростию// [[old:is:61:01|(Ис. 61:1]]–[[old:is:61:02|2)]], о которой написано: //Мудрость человека просвещает лице его//; и в псалмах мы читаем: //Господь просвещает слепцов, т. е. делает мудрыми// [[old:ps:145:08|(Пс.145:8)]], ибо последнее выражение более правильно. Иудеи видели; но так как они не хотели принять света, то были окутаны вечным мраком. **//Толкование на пророка Захарию.//** [<10>]