[<10>] ====== Толкования на Зах. 14:14 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И Иуда ополчится во Иерусалиме и соберет крепость всех людий окрест, злато и сребро и ризы во множество зело** См. Толкование на [[old:zah:14:13#svt_kirill_aleksandrijskij|Зах. 14:13]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Но и сам Иуда будет воевать против Иерусалима, и собрано будет богатство всех окрестных народов: золото, серебро и одежды в великом множестве** См. Толкование на [[old:zah:14:13#blzh_ieronim_stridonskij|Зах. 14:13]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 14-15 **Но и сам Иуда будет воевать против Иерусалима, и собрано будет богатство всех окрестных народов: золото, серебро и одежды в великом множестве. Будет такое же поражение и коней, и лошаков, и верблюдов, и ослов, и всякого скота, какой будет в станах у них** Св. Кирилл, изъясняя [[old:zah:14:13|ст. 13-14]] в применении ко временам Мессии, разумея здесь уверовавших во Христа и врагов Христовой Церкви, замечает: //"ополчившись в Иерусалиме//, то есть препобедят врагов и осилят противников" (с. 220). Блаж. Иероним, переводя с евр. : //и Иуда будет сражаться против Иерусалима//, проводит и чтение LXX: //и Иуда приготовится в Иерусалиме// - kai IoudaV parataxetai en Ierousalhm; paratassw (в средн. з. - становиться, строиться, особ. - в боевую линию, приготовляться к бою, сражаться), которое предлагает понимать двояким образом: или в том смысле, что Иуда некогда исповедал имя Господа, но, побужденный во время гонения преследовал народ Христов...; или в том смысле, что Иуда, т. е. всякий верующий и надеющийся, не будет воевать против Иерусалима, но приготовится в Иерусалиме, чтобы сражаться против врагов, (с. 183-184). Толкование в этом последнем смысле больше подходит к контексту. Последовательность мыслей в [[old:zah:14:12|ст. 12-14]] такова: язычники будут чудесно наказаны Богом еще ранее смерти начинающимся разложением организма, окончательным ослаблением физических сил; замешательство в стане нападающих произойдет такое, что они будут поражать друг друга; Иуде, таким образом, остается только довершить поражение и захватить богатую добычу. - Если прежде язычники делили добычу, отнятую у жителей Иерусалима, то теперь, наоборот, от всех окрестных народов будут взяты огромные богатства, в качестве военной добычи. Поражение язычников будет полное, их благосостоянию наносится удар окончательный; в станах вражеских будут истреблены все животные - боевые, вьючные и необходимые для продовольствия войска. [<10>]