[<10>] ====== Толкования на Зах. 14:16 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 16-17 **И будет, елицы аще останутся от всех язык пришедших на Иерусалим, и взыдут на всякое лето поклонятися Царю Господу Вседержителю Богу, и праздновати праздник скинопигии. И будет, елицы аще не взыдут от всех племен земли во Иерусалим поклонитися Царю Господу Вседержителю Богу, и сии онем приложатся** Сказав, что воинствовавшие с церквами и надмевавшиеся и превозносившиеся над святым Иерусалимом подвергнутся подобающим им наказаниям, предрекает потом поклонение оставшихся после них, – очевидно во Христе верою, ибо Он есть //«чаяние языков»//, по слову патриарха [[old:gen:49:10|(Быт.49:10)]]. Назначен Он и во //«свет языком»// [[new:lk:02:32|(Лк.2:32)]] и в завет рода (ср. [[new:lk:01:50|Лк.1:50]], [[new:lk:01:72|72]]), //«отверсти очи слепых, и извести от уз связанныя, и из дому темницы седящыя в тме»// [[old:is:42:07|(Ис.42:7)]]. Итак, что язычники, оставив слепоту идолопоклонства и служения диаволу и расторгнув узы невежества, придут к свету истины и подчинятся игу Спасителя, – это открывает в словах, что оставшиеся из наказанных или воинствовавших с церквами (а их бесчисленное множество) **«взыдут на всякое лето поклонятися Господу Вседержителю Богу и праздновати праздник скинопигии»**. Закон Моисеев установлял совершать праздник скинопигии (кущей) в пятнадцатый день седьмого месяца, по собрании урожая с полей в житницы, почему и называет праздник исходное (ἐξόδιον). Повелевал //«брать ветви финиковыя, и плод древа красен, и ветви древа частыя, и вербы, и агновы ветви»//, а также пить воду из потока и увеселяться [[old:lev:23:39|(Лев.23:39–43)]]. Поводом для праздника закон ставил обитание Израиля в шатрах, по освобождении его от жестоковластия Египтян. Это было прообразом таинства Христова. И мы сами освобождены от жестоковластия диавола и призваны, как я сказал, в свободу чрез Христа [[new:gal:05:13|(Гал.5:13)]] и подчинились Самому Царю всяческих и Жизни, пренебрегши жестокостью издавних властелинов наших. И празднуем мы истинный праздник кущей, то есть день воскресения Христова, когда тела всех как бы твердо водружены в Нем, хотя и подверженные тлению и подчиненные смерти. Он есть воскресение, Он – жизнь [[new:in:11:25|(Ин.11:25)]], как бы первенец из мертвых и //«начаток умершым»// [[new:1kor:15:20|(1Кор.15:20]]; ср. [[new:act:26:23|Деян.26:23]]; [[new:kol:01:18|Кол.1:18]]; [[new:otkr:01:05|Апок.1:5)]], исполняющий нас духовного благоплодия и дающий нам возможность как бы с полей собранные труды (плоды) скоплять в житницах небесных. Он даст нам жизнь в раю и блаженство, конечно духовное, – нам, победившим грех, благоухающим духовно, имеющим прекрасный и достолюбезный плод евангельского жития, свято и праведно жительствующим. Указанием на это может служить наконец и то, что они имели ветвь финиковую и плод древа красен в соединении с другими (растениями для палаток). Он есть //«поток сладости, коим напоил»// нас Бог и Отец [[old:ps:035:09|(Пс.35:9)]]. Он – источник жизни и //«река мира»//, уклоняющаяся на нас, призванных из язычников [[old:is:66:12|(Ис.66:12)]], – о чем точная речь есть у нас в другом месте. Итак, восходящие поклоняться Богу Вседержителю и совершать праздник кущей суть оправданные чрез веру во Христе. А не восходящим угрожает гибелью и наказаниями, соответствующими тем, коим должны подвергнуться гонители и обидчики, ибо наравне со врагами считаются не восхотевшие любить, о чем, думаю, и Сам Христос сказал: //«иже несть со мною, на мя есть: и иже не собирает со мною, расточает»// [[new:lk:11:23|(Лк.11:23)]]. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **И все те, которые останутся от всех народов, пришедших против Иерусалима, из года в год будут приходить, чтобы поклониться царю Господу воинств и праздновать праздник кущей** Пророк говорит, что все, которые останутся от народов, имеющих придти против Иерусалима, ежегодно будут ходить на поклонение Царю Господу воинств и торжествовать праздник кущей. Иудеи тщетно обещают себе исполнение этого во время тысячелетнего царства, предначинанием празднования которого служит это [празднество]. По выходе из Египта народ Израильский в огромной, страшной вполне обнаженной пустыне, – где не было ни домов, ни городов, ни укреплений, ни пещер, – устраивал себе кущи и палатки, которые по сходству с малой птицей называются крыльями (papiliones – бабочки). Под ними жил народ с своими женами и детьми и принимал пищу, днем укрываясь от солнечного зноя, а ночью – от дождя, холода и росы; и было заповедано ему, чтобы в 7-й месяц, в 15-й его день совершалось празднование кущей. И когда, – говорится там, – //твой сын после спросит тебя: «Что значат эти кущи?» ты ответишь ему: Многое время мы были чужеземцами в Египте, из которого Господь вывел нас в пустыню, и теперь мы воздвигаем палатки потому, что воспоминаем во всякое время о благодеяниях Божиих в то время, когда мы начали жить по городам// [[old:vtor:06:20|(Втор. 6:20]]–[[old:vtor:06:21|21]] и [[old:lev:23:43|Лев. 23:43)]]. Он повелел также, чтобы палатки они устраивали из прекраснейшего дерева, которое Иудеи называют лимонное дерево, и из ветвей пальмовых и из листьев самого густого дерева, ивы и тополя. Мы сделали общий обзор [соответствующих] прошедших событий, чтобы от них перейти к духовному пониманию. Коль скоро мы движемся и ведем борьбу, мы обитаем в палатках, всей мыслью своей устремляясь к тому, чтобы перейти от палаток к твердому и постоянному жилищу, т. е. к дому Божию. Посему и святый Давид восклицает в Псалме: //Горе мне, что// [переменное]// обитание мое продолжилось [[old:ps:119:05|(Пс. 119:5)]], и: Пришелец я и странник, как и все отцы мои// [[old:ps:038:13|(Пс. 38:13)]]. Это говорит пребывающий в Египте и еще находящийся в этой жизни. А тот, кто исходит из Египта, на Еврейском языке называемого mesraim (מערים), что значит тяжелое испытание, кто вступает в место, свободное от пороков (solitudinem vitiorum), тот начинает путь свой и говорит с Псалмопевцем: //Перейду в место чудного селения// (tabernaculi mirabilis)// к дому Божию// [[old:ps:041:05|(Пс. 41:5)]]. В самом деле, удивительно не хотеть жить с Египтянами, но, потопив Фараона, пожелать войти в землю обетования [[old:ish:14:start|(Исх. 14)]]. Поэтому и в другом месте говорится: //Как возлюбленны селения Твои, Господи сил, желает и изнемогает душа моя [от стремления] в жилища Господа// [[old:ps:083:02|(Пс. 83:2]]–[[old:ps:083:03|3)]] и немного ниже: //Блаженны живущие в доме Твоем, во веки веков они будут восхвалять Тебя// [[old:ps:083:05|(Пс. 83:5)]]. //Ибо голос радости и спасения в жилищах праведных// [[old:ps:117:15|(Пс. 117:15).]] И в Притчах мы открываем следующие слова: //Домы праведных остаются, и те селения их, которые действуют по правде, будут стоять// [[old:pr:02:21|(Прит. 2:21)]], т. е. обещается, что дома будут неизменно пребывать и жилища будут стоять твердо. И в другом месте святый муж говорит: //Одного я просил от Господа, и этого и буду искать, [именно] чтобы вселиться в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его// [[old:ps:026:04|(Пс. 26:4)]]. Кто обитает в селениях этого рода, и от селений спешит переходить к передним частям жилищ (atria), а от них – к дому, а от дома – к храму Господню, тот должен совершать торжественные праздники кущей из прекраснейшего древа мудрости – о котором говорится в Притчах: //Древо жизни для всех, которые приближаются к нему, преклоняют голову на нем, как над домом крепости// [[old:pr:03:18|(Прит. 3:18)]], – и из пальмовых ветвей, в которых указывается знак победы и награды за добродетель, а также из листьев самого густого дерева, – под которым Иудеи разумеют мирту, чтобы указать на умерщвление плоти и похотей; посему и Господу Спасителю волхвы приносят в дар смирну [[new:mf:02:11|(Мф. 2:11)]], – а также из ивы и тополя; под ними некоторые разумеют одно дерево, при чем само имя дерева, которое по-гречески называется ἀμνός, указывает на непорочность. Врачи и те, которые писали о свойствах деревьев и трав, говорят, что если кто будет пить настой на воде цвета ивы или [или: и] тополя, то в таком человеке охладеет всякий пыл, иссохнет кровеносная страстная жила, и он уже будет не способен более рождать детей. А тот, кто будет покрыт ветвями таких деревьев, будет совершать праздник кущей, минуя шестой месяц, относящийся к миру, и в седьмой совершая духовную субботу, в 15-й день того же месяца, когда бывает полнолуние, и весь мрак ночной рассеивается ясным светом. Об этом мы сказали кратко, – представляя в уме большой размер книг [которые нужно истолковать], – чтобы перейти к тому, что остается еще. **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей** Но подобно тому, как после истребления непокорных Пастырю овец в Израиле сохраняется остаток, испытываемый потом и очищаемый для того, чтобы сделаться действительно народом Божиим; так оставшиеся от описанных бедствий и, очевидно, изменившие свои образ мыслей язычники из всех народов, сделаются поклонниками истинного Бога, Которого признают Царем и Господом. Ежегодно они будут приходить в Иерусалим на поклонение Ему и для празднования праздника Кущей; этот праздник имел особенное значение для Израиля, в качестве благодарственного воспоминания о том, как Господь чудесно питал и охранял народ Свой во время странствования в пустыне, после чего ввел его в землю, изобилующую всеми благами; этот же праздник имел значение и ежегодного благодарственного служения Богу по окончании жатвы, чему вполне соответствует в данном месте контекст речи. [<10>]