[<10>] ====== Толкования на Зах. 14:18 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Аще же колено Египетское не взыдет, ни приидет туда, и на сих будет падение, имже поразит Господь вся языки, елицы аще не взыдут, еже праздновати праздник скинопигии** В лице одного народа, разумею Египтян, указывает на дошедших до крайнего заблуждения и безрассудно предавшихся идолослужению, коим послужит ужасным, неизбежным и пагубным наказанием то, что они не восхотят чтить достоприемлемую благодать спасения чрез Христа. Едва не убийцами собственных душ оказались они, если истинно то, что при возможности для них достигнуть вечной жизни, когда предложена была для усвоения желающим приять небесное милосердие, и снять с себя грехи, – они предались своим заблуждениям и скверну греха оставили неотмытою и пребыли в заблуждении, хотя божественный свет и осиявает всех и призывает к прозрению сущих во мраке и тьме. Сказал бы я о каждом из таковых: //«благ паче его изверг, яко в суете прииде, и во тме идет, и во тме имя его покрыется»// [[old:ekl:06:03|(Еккл.6:3–4)]], – //«добро бы ему, аще не бы родился»//, по слову Спасителя [[new:mf:26:24|(Мф.26:24)]]. А что не об одних только Египтянах речь, но случится это со всеми язычниками, кои без сомнения подвергнутся наказанию, как пренебрегшие спасением чрез Христа и не почтившие празднества Его, – в сем удостоверит, говоря далее так: **//Толкование на пророка Захарию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 18–19 **И если племя Египетское не поднимется и не придет, то и над ним не будет** [дождя]**, но будет разрушение, которым Господь поразит все народы, которые не будут приходить к празднованию праздника кущей. И это будет грех Египта, и грех всех народов, которые не будут приходить к празднованию праздника кущей** Тот, кто принадлежит к Египту и к прочим народам, – пока Египет остается языческим, – тот не взойдет в Иерусалим; и так как он не может взойти, и не может сделать шага к возвышенному, то и не будет дано ему дождя благословения Господня. И это будет величайшим грехом Египтянина, Асссирийца, Халдея, Сириянина, Моавитянина и Аммонитяна, если они не захотят выйти из земли своей и подняться к Иерусалиму, чтобы через кущи войти в Иерусалим, и найти вечное жилище, и если они не перестанут быть людьми других народов и не сделаются Израильтянами, в которых нет лукавства (Ин.1:47). Все это нами рассмотрено весьма быстро; Иудеи же и по-иудейски мыслящие наши – конечно, они уже не наши, ибо они иудействуют, – ожидают, что все это исполнится осязательным образом, (конечно, и восстановление обрезания и брачная жизнь) в течение тысячелетнего царства, чтобы не исполнилось над ними проклятие, которое написано: Проклята бесплодная, не дающая семени во Израили (Втор.7:14 ?), и блажен тот, который имеет племя в Сионе и домашних людей в Иерусалиме (Ис.31:1). Но если такое толкование верно, то неужели все те, которые во время тысячелетнего царства будут девственны, подлежат проклятию и вечному бесплодию, или же, чтобы избежать проклятия, они должны вступить в брак? **//Толкование на пророка Захарию.//** [<10>]