[<10>] ====== Толкования на Мф. 2:19 ====== ==== Синодальный перевод ==== **«По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте»** **«Умершу же ироду, се, ангел Господень во сне явися иосифу во египте,»** ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 19-20 **Умершу же Ироду, се Ангел Господень во сне явися Иосифу во Египте, глаголя: востав поими Отроча и матерь Его, и иди в землю Израилеву, изомроша бо ищущии души Отрочате** Искавшие умертвить Иисуса были Царь Ирод и сын его Антипатр. Но Антипатр умер, пронзенный мечем в темнице; потому что уличен был в злоумышлении против братьев своих Александра и Аристовула и в намерении отравить их. Сам же Ирод окончил жизнь после того, как тело его поражено было многими и различными болезнями. У него были: 1) жар сильнее, нежели в печи; 2) по всей поверхности тела нестерпимый зуд; 3) боли во внутренностях, повторявшияся часто; 4) в ногах опухоль, как у страждущего водяною болезнию; 5) воспалительное вздутие чрева; 6) в срамных членах гнилость, зараждающая червей; 7) а сверх того, мог он дышать только в прямом положении тела; 8) страдал одышкою и 9) во всех членах судорогами. И таких болезней было числом девять. А жар сильнее, нежели в печи, был у него оттого, что страсти распаляли его к беззаконному прелюбодеянию; и нестерпимый зуд оттого, что верил учителям, которые обманывали, лаская слух его; и частые боли во внутренностях оттого, что не воспевал: //благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его// [[old:ps:102:01|(Псал. 102, 1)]]; и опухоль в ногах, как у страждущего водяною болезнию, оттого, что уничижал чистую и невозмущенную воду Источника, текущего в жизнь вечную; и воспалительное вздутие чрева оттого, что не воздерживал себя в воспламенении гнева, не был милосерд к подвластным. В срамных членах его зараждались черви, потому что в непотребствах соревновал женонеистовым коням. Мог дышать в прямом только положении тела; потому что не утренневал для поклонения Господу, давшему царский ему сан. Страдал он одышкою; потому что дышал не мѵром любви, но зловонием скрытной брани. Все члены его какбы расступались от корчей; потому что растерзал он всех детей Вифлеемских. Какою мерою меряет кто, такою же и ему, по справедливости, возмеривается свыше. //Имиже кто согрешает, сими и мучится// [[old:prs:11:17|(Прем. 11, 17)]]. Об этом Ироде говорит Иосиф, что был он родом по отце идумеянин, а по матери аравитянин. Африкан же и другие, подобно ему входившие в точное изследование, утверждают, что он сын Антипатров, что Антипатр имел отцом Ирода Аскалонита, священнослужителя в Аполлоновом храме, что сын Иродов Антипатр в детстве пленен был разбойниками идумеянами, и что отец Ирод не мог дать за него выкупа, почему, воспитанный в идумейских нравах, почитаем он был идумеянином, хотя родом был Аскалонит. Умер же Ирод в сорок пятом году Августова царствования, в консульство Силуана, в восьмой день январских календ. **Востав поими отроча.** В этих словах заключается строгое обличение нечестью Аполлинария, который утверждал, что Христос не восприял разумной души, восприял же одно тело без души и разума. //**Из Бесед на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте** После смерти Ирода Иосиф получает от ангела повеление возвратиться с Младенцем и Его Матерью в Иудею. Возвращаясь, он услышал, что царствует Архелай, сын Ирода, и испугался идти туда. Однако ангел велел ему направиться в Галилею, и он поселился в ее пределах в городе Назарете. Иосиф изображает собой апостолов, которым Христос доверил проповедь [Евангелия]. Как Иосифу после смерти Ирода [было приказано возвратиться в Иудею], так и апостолам было заповедано проповедовать иудеям, то есть окончательно погибшему народу, после того как он осудил на страдания Господа. Ведь апостолы были посланы //к овцам погибшим дома Израилева//, но испугались господства унаследованного [иудеями] неверия и отступили. Получив в видении повеление, то есть узрев дар Святого Духа, они обратились к язычникам и им принесли Христа, Который был послан к иудеям, но провозгласил жизнь и спасение язычникам. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте** См. Толкование на [[new:mf:02:17#blazh_ieronim_stridonskij|Мф. 2:17]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 19-20 **По смерти же Ирода** Горькую кончину имел Ирод, извергнув свою злую душу горячкою, болью в животе, зудом, кривизной ног, гниением срамного члена, порождавшим червей, одышкою, дрожанием и судорогой членов. **Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву** Не говорит: "бежи", но "иди", ибо страха уже не было. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 19-20 **Умершу же Ироду, се, Ангел Господень во сне явися Иосифу во Египте, глаголя: востав поими Отроча и Матерь Его и иди в землю Израилеву: изомроша бо ищущии души Отрочате** Землею Израилевою он просто назвал Палестину, а ищущими души Младенца, чтобы отнять и отделить ее от тела, он называет окружавших Ирода. Горькую кончину имел Ирод. Он изверг нечистую душу, был поражен горячкой, болью в животе, чесоткой, подагрой, гниением тайного уда, порождавшим червей, одышкой и трясением членов тела. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== **По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте** Умер Ирод, но говорится во множественном числе, в общем смысле, и об Ироде, и об его единомышленниках и подчиненных, исполнявших его желания и намерения. ===== Троицкие листки ===== Ст. 19-20 **По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.** После вифлеемского кровопролития Ирод жил недолго: рука Божия видимо отяготела над тираном: пожираемый заживо червями, он едва мог дышать; от него исходило такое зловоние, что нельзя было близко подойти к нему; его томила ужасная жажда, мучил неутолимый голод, и муки его были так нестерпимы, что он не раз покушался на самоубийство. **По смерти же Ирода,** — **се, Ангел Господень,** согласно своему обещанию, **во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву.** Ангел говорит: иди, а не беги, как говорил прежде, потому что не было никакой нужды спешить, можно было спокойно останавливаться на пути для необходимого отдыха Младенца и Матери. **ибо умерли,** — говорит Ангел, — **искавшие души Младенца.** Умер Ирод, а перед смертью своей убил и сына своего Антипатра, такого же жестокого, как и сам Ирод. Потеряли силу и все клевреты Ирода, служившие его безумию и злобе. Иосиф только и ждал этого повеления. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]