Толкования на 1 Ин. 2:2

Свт. Климент Александрийский

он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира

Поэтому спасает, конечно, всех, но одних обращая через моления, других же с использованием их собственной воли и с достоинством почета.

Заметки на Кафолические послания.

Прп. Исидор Пелусиот

он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира

Ковчег завета и очистилище, служившее крышкою кивота, давали видеть ясные признаки человека, сохраняющего слова Божии, пользующегося Божиим к нему благоволением и охраняемого Божественными силами<…> подобно тому как из Божественных сил херувимы крылами охраняли кивот и очистилище, а в смысле более естественном давали собою видеть ясные признаки Христа, исполнившего закон, соделавшегося очищением за грехи наши, потому что Он, исполняющий закон, очищает грех мира.

Письма.

Прп. Иустин (Попович)

и Той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира

См. Толкование на 1 Ин. 2:1

Блж. Феофилакт Болгарский

он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира

См. Толкование на 1 Ин. 2:1

Беда Достопочтенный

он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира

Кто по человечеству ходатайствует за нас перед Отцом, Тот же по Божеству вместе с Отцом милует нас. И не только за наши, но и за грехи всего мира. Господь есть умилостивление не только тем, жившим тогда во плоти, людям, к которым обращался Иоанн, но и всей Церкви, простирающейся во весь мир, обнимающей от первого избранного до последнего, имеющего родиться в конце времен. Этими словами апостол осуждает раскольников-донатистов, которые учили, что Церковь Христа ограничена лишь пределами Африки. Итак, Господь ходатайствует за грехи всего мира, ибо на весь мир простирается Церковь, Которую Он создал ценой Своей крови.

О семи Кафолических посланиях.

Иларий Арелатский

он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира

И не только за наши, но и за грехи всего мира. Именем мира он называет Церковь.

Трактат на семь Кафолических посланий.

Еп. Михаил (Лузин)

он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира

Он есть умилостивление и проч.: разъяснение понятия ходатай, или утешитель, употребленного о Христе в предшествующем стихе. Почему Он есть Ходатай пред Богом за грехи людей, или Утешитель? Потому, что Он есть умилостивление за грехи наши. Это понятие умилостивления, совершенного Христом, точно и сильно изъясняет святой апостол Павел в таких словах: люди получили оправдание (пред Богом) даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его (Рим. 3:24-25). Примечательно, что апостол Иоанн прилагает ко Христу слово не умилостивитель, а умилостивление (так же, как Слово, жизнь, свет); этим апостол хотел, может быть, охарактеризовать не только самое лицо умилостивителя, или примирителя, заступника, или ходатая, но и само совершенное им дело умилостивления, или ходатайства. — И всего мира: Христос принес умилостивительную жертву не за наши только грехи, но за грехи всего мира, за грехи всех людей, которые жили до пришествия Его в мир и которые будут жить на земле до скончания мира и с верою будут приходить к Нему, ища в Нем спасения от осуждения и вечной смерти. Жертва принесена Христом для искупления всего рода человеческого; она безмерно велика и вполне довлеет для того, чтобы силою ее спаслись все люди, все человечество, так как умер за всех не простой человек, но Богочеловек, единый безгрешный. Если же не все спасаются, то не потому, что мала или недостаточна жертва, а только потому, что не все веруют и чрез веру усвояют себе заслуги Христовы. Все могли бы быть спасены, но не все спасаются.

Толковый Апостол.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира

Иисус Христос есть умилостивление за наши грехи. Иисус Христос умилостивил и умилостивляет Отца Своего за наши грехи. Он умер за наши грехи, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас, учит апостол Павел (Рим. 8:34). Однажды Он принес искупительную или умилостивительную жертву за грехи человеков, предав Самого Себя на смерть, и силою принесенной великой жертвы, как Богочеловек, может всегда спасать приходящих к Нему, как Вечный, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр. 7:25).

Он есть умилостивление – не только за наши грехи, но и за грехи всего мира. Иисус Христос, говорит Апостол, принес умилостивительную жертву не за наши только грехи, или не для искупления только нас, ныне верующих в Него; Он умер за грехи всего мира, за грехи всех людей, которые жили до пришествия Его в мир, и которые умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оныя (Евр. 11:18), и которые будут жить на земле до скончания мира и с верою будут приходить к Нему, ища в Нем спасения от осуждения и вечной смерти. Иисус Христос говорит: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Апостол Павел пишет: Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех (1 Тим. 2:5, 6). Жертва принесена для искупления всего рода человеческого; Иисус Христос умер для спасения всех. Жертва безмерно велика и достаточна для того, чтобы её силою спаслись все: ибо умер за грехи мира не простой человек, но совершенный Праведник, Богочеловек Иисус, единородный Сын Божий. Если не все спасаются, то потому только, что не все веруют и чрез веру усвояют себе заслуги Господа Иисуса Христа; а Иисус Христос вознесен был на древо крестное и умер на кресте, по слову Самого Господа, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:15).

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П.

он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира

См. Толкование на 1 Ин. 2:1