Толкования на 1 Ин. 2:17

Прп. Иоанн Кассиан

и мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек

См. Толкование на 1 Ин. 2:15

Прп. Иустин (Попович)

и мир преходит, и похоть его; а творяй волю Божию, пребывает во веки

Мир плотских похотений временен, мимолетен, тленен, поскольку грех – это чисто темная сила, которая из своего логова убивает человеческую сущность и делает ее смертной, временной, тленной. Посредством всех грехов человек действительно исполняет волю творца всех грехов, то есть дьявола, который обеспечивает исход человека в полную смерть, в полную мимолетность и недолговечность.

Грех делает в человеке неустойчивыми и извращенными средства и органы мышления, человек помрачается и начинает все свои тленные творения, свои идеи и страсти боготворить и превращать в главную свою заботу, смысл и цель жизни. Это главный образец каждого вида человеческого идолопоклонства, во всех сферах жизни – в культуре, в науке, в философии, в искусстве, в политике и религии. В противоположности вышеназванному стоит Богочеловек, Который показывает, каким образом как Человек Он господствует над каждым видом “превременности” и смерти и становится бессмертным и вечным. Как же? – Тем, что исполняет творческую волю Божию, творяй волю Божию, пребывает во веки. И воля Божия где выражена? В Богочеловеке Христе и в Его Евангелии. Следуя Евангелию, человек исполняется бессмертия, вечной жизни и делается нетленным. И кто действительно бессмертен? Всякий, кто есть истинный христианин.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек

Один талантливый, хотя и неверующий русский писатель М. Горький назвал человека существом или грудою костей, движимых страстями. Действительно, что лежит в основе иногда очень энергичной деятельности людей? Страсти. Вот под влиянием корыстолюбия один не спит ночей, рискует здоровьем и даже жизнью, решаясь на опасные торговые предприятия. Другой – ради сладострастия торгует своей совестью, разбивает чужое счастье. Третий – свои богатые способности отдает карьере, все уничтожая на своем пути, не стесняясь ни ложью, ни даже насилием и тайным убийством. Но все эти стимулы человеческой деятельности не только ложны, но и не устойчивы: они постепенно притупляются, а при испытаниях – болезни, позоре, нищете и особенно пред глазами смерти, они и вовсе падают; притом же не дают душе желанного наслаждения, так как всегда человек чувствует пустоту и неудовлетворенность.

А что же должно руководить человеком в его деятельности? Воля, закон Божий. Пусть будет трудно нам исполнять заповеди Божии, так что мы с принуждением беремся за доброе и святое дело, но всякий раз, после совершения доброго дела в душу нашу нисходит мир, покой, радость.

А впереди – вечная блаженная радость для исполнившего дело Божие, к которому Господом призван каждый в той или иной области.

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Блж. Феофилакт Болгарский

и мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек

См. Толкование на 1 Ин. 2:16

Экумений

и мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек

Несвойственно разумным людям с презрением смотреть на постоянное, а держаться за исчезающее, которое воспроизводит себя в призрачном созидании. Выполняющий волю Божию. В чем же заключается воля Отца? Чтобы верить в Того, Кого Он послал.

Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна.

Беда Достопочтенный

и мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек

Мир прейдет, когда в судный день преобразится огнем в нечто новое, и будут новое небо и новая земля; прейдет и похоть его, поскольку в царстве будущего века не будет больше ни похоти, ни какого другого греха. Помышления же исполняющего волю Божию со смертью мира не погибнут, напротив: поскольку он тосковал по небесному и неизменному, по тому, что не преходит и пребывает в вечности, он получит те небесные дары, которых жаждал на земле.

О семи Кафолических посланиях.

Андрей Монах

и мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек

Как сказал Сам Христос, говоря с иудеями: Вот воля Отца дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. И соблюдающий заповеди Его наследует жизнь вечную.

Фрагменты.

Еп. Михаил (Лузин)

и мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек

Это три страшные пружины, которые управляют миром, во зле лежащим, и все, что ими живет и управляется, не есть от Бога, но от мира сего, и, следовательно, в том нет любви Отчей. Потому, не любите мира, ни того, что в мире, тем более что и мир проходит, и похотъ его. Это — новое побуждение, не любить мира и того, что в мире: мир и похоть его проходят: все предметы и вещи мира, все, к чему человек питает пристрастие и привязанность, к чему прилепляется более, чем к Богу, в которых мнит найти счастие и наслаждение, все это — греховное, порочное и злое, все проходит, минует, не может постоянно продолжаться, потому что и сам человек проходит, и скоро, как тень, как сон жизнь его, и не будет его и не познает ктому* места своего. Наконец и весь этот мир не вечен, со всеми его похотями прейдет, или изменится в новый вид. Что же будет тогда с любящими мир, привязанными к нему, которые, вместо того чтобы прилепляться любовию к Богу, прилеплялись к этому преходящему и имеющему прейти миру? — «Благоразумным несвойственно обегать постоянное и хвататься за мгновенное, ибо поступать так значит то же, что строить дом на призраке» (Феофилакт). — А исполняющий волю Божию пребывает вовек: в противоположность преходящему миру исполняющий волю Божию, то есть любящий Бога и соблюдающий Его заповеди, стоит непоколебимо, ибо он на твердой скале среди волн моря житейского и не подвергнется крушению среди бури греха, похоти, зла в мире. Все драгоценное для него в сей жизни не прейдет, как проходят похоти мира, а будет достоянием души его ввек и будет приумножаться в вечной жизни, за пределами гроба и вечности, когда мир и похоть его прейдет, ибо любовь к Богу и ближним, составляющая основу христианского совершенства, о котором здесь говорит апостол, никогда не престает и не престанет (1 Кор. 13:8).

Толковый Апостол.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек

Как опасно и как гибельно любить мир вместо Бога? Чего достигнет любящий мир и преданный похотям его? Мир проходит, и похоть его, – отвечает нам Апостол. Следовательно, кто любит мир, кто предается мирским похотям; тот ищет ничтожества или тот скоро останется ни с чем: потому что и мир, и похоть его скоро пройдут, и любитель мира останется ни с чем.

И мир проходит, и похоть его. Слова сии можно так понимать: все вещи или предметы, к которым питает человек пристрастие, в которых ищет утешения и счастья, все эти предметы скоро проходят, как говорит апостол Павел: проходит образ мира сего (1 Кор. 7:31); а потому не может человек долго наслаждаться ими; и чувственные удовольствия скоро проходят и оставляют по себе чувство пустоты и раскаяния. Притом и весь мир этот, со всеми его благами, не вечен; настанет день Господень, когда нынешние небеса и земля сгорят (2 Пет. 3:7); когда явится новое небо и новая земля (2 Пет. 3:13). Что же будет тогда с любителями мира, с теми, которые в настоящей жизни искали своего счастья в служении миру и похотям его? На новой земле, под новым небом не будет места ни похоти плоти (Мф. 22:30), ни похоти очей, ни гордости житейской. Все это пройдет, как тень. Тот великий день будет, по слову Апостола, днем суда и погибели нечестивых человеков (2 Пет. 3:7).

А исполняющий волю Божию пребывает вовек. Исполняющий волю Божию не подвержен такой превратности, какой подлежит мир и все, что в нем питает греховные страсти. Дела правды не умирают: и на земле дают человеку предвкушать радость жизни небесной, и после настоящей жизни введут его в жизнь вечную. Сам Господь сказал: пойдут праведницы в жизнь вечную (Мф. 25:46). Ту же истину апостол Павел раскрывает так: Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6:7, 8). Слова Павловы имеют такое значение: каждый человек по качеству дел своих получит плод от них, т. е. награду или наказание. Кто предается порочным страстям, или служит плоти; тому возмездием будут смерть и вечное осуждение. А кто живет по духу, повинуясь заповедям Божиим; тот наследует вечную жизнь.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П.

и мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек

См. Толкование на 1 Ин. 2:15