Толкования на 1 Ин. 3:18

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 18-20 дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все

Недостаточно прилагать труд, а нужно делать это со щедростью и беспечальным расположением, и не только с беспечальным, но и со светлой и радостной душой.

Фрагменты.

Прп. Иустин (Попович)

Ст. 18-19 чадца моя, не любим словом ниже языком, но делом и истиною. И о сем разумеем, яко от истины есмы, и пред Ним смиряем сердца наша

Любовь Божия живет в человеке, в его делах, в них и вокруг них, посредством Божественных добродетелей и святых сил. Посредством них любовь является, осуществляется, конкретизируется. В соответствии с этой Богочеловеческой истиной и действительностью искренняя любовь разнится от остальных “лже-любовей”, самозванной любви, теоретической, ограниченной, вымышленной, гуманистической, так называемой любви к человеку. Следовательно, любовь истинна, когда она делает для братий все евангельские праведные дела: милость, молитву и прочее. Они являются ее характерными чертами, ее отличительными признаками. Ведь она живет и существует посредством их и с помощью их. Поэтому и святой Иоанн Богослов благовествует: Чадца моя, не любим словом ниже языком, но делом и истиною. И о сем разумеем, яко от истины есмы, и пред Ним смиряем сердца наша. Божественная истина – это душа Божественной любви. И в ней существуют все Божественные совершенства, ей присущи и Божественная праведность, и Божественная доброта, и все остальные совершенства. И это утешает сердце человеческое, которое любит и жертвует собой ради братий. Ведь все эти совершенства посредством Божественных сил развивают, обогащают, расширяют безгранично человеческое самосознание личного бессмертия и вечной жизни и, естественно, и чувство бессмертия и вечной жизни братий наших.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Феофилакт Болгарский

дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною

См. Толкование на 1 Ин. 3:15

Экумений

Ст. 18-20 дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все

И вот по чему узнаём: благодаря тому, что любим не словом, но делом и истиною. А что узнаём? Что мы от истины. Ведь является лжецом и не имеет в себе истины тот, кто говорит одно, а делает другое, не согласуя [свои] дела со словами.

Речь идет о том, что, говоря правду (говорить же правду мы будем тогда, когда дела наши будут соответствовать нашим словам), мы будем убеждать нашу совесть. Ибо [апостол именно] это хочет выразить с помощью слова сердца. А как мы будем убеждать? Представив себе, что мы говорим пред Богом-свидетелем.

Комментарий на 1-е Кафолическое послание Иоанна.

Еп. Михаил (Лузин)

дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною

Дети мои (ст. 1 Ин. 3:7; 1 Ин. 2:1, 12, 18, 28), станем любить и проч.: вы знаете теперь, в чем состоит истинная любовь к ближнему и в чем она познается, именно — что вы должны быть готовы душу свою полагать за братьев и помогать им в нужде; зная это, станем любить друг друга любовию чистою. Бывает, что люди любят, показывают любовь только на словах, только языком говорят, что любят, делами же показывают противное и поступают противно истине. Это притворная любовь, это обман; не такую любовь заповедует ученикам Своим Господь. Бывает, что один обещает что другому, но исполнять обещаемое и не думает; это — любовь на словах, любовь пустая, обманная. Бывает, что хвалятся тем или тем делом в отношении к ближнему, а в сердце у них другое, а говорят это только для того, чтобы их видели и слышали люди; это любовь языком, любовь лживая. Любовь истинная та, которая свидетельствуется делом и правдою, а не словом пустым и языком. Любовь словом противополагается любви делом, любовь языком — любви истинной или правдой; любовь словом — любовь без дела, любовь языком — любовь без правды, следовательно — ложь и обман. Любовь Христова, или Божия, — любовь от дел и истины.

Толклвый Апостол.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною

Нередко на словах показывают любовь к ближнему, а делами доказывают противное; языком говорят, что любят ближнего, а в сердце совсем иное чувствуют. Такая притворная любовь не есть любовь, а обман; и она не спасет человека. Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? (Иак 2:15, 16). Не такой любви требует от нас Христос Спаситель: Он заповедует любить ближнего, как себя, – любить сердцем и свидетельствовать эту любовь делами. Господь говорит: И кáк хотите, чтобы с вами поступали люди, тáк и вы поступайте с ними (Лук. 6:31). А кто из нас, терпя холод или голод, или другую какую крайнюю нужду, пожелал бы себе, чтобы ему помогали только ласковыми словами и благожеланиями, а не самым делом?

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П.

дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною

См. Толкование на 1 Ин. 3:16