Толкования на 1 Ин. 5:3

Прп. Иустин (Попович)

сия бо есть любы Божия, да заповеди Его соблюдаем: и заповеди Его тяжки не суть

Любить Бога – значит жить согласно Его заповедям. Без помощи Божией это не только сложно, но и вообще невозможно. Но Бог человеку, который подвизается в соблюдении заповедей Его, дает необходимые силы для этой цели. И Он дает их по мере подвига, каким кто подвизается. Чем больше человек упражняется в соблюдении заповедей Божьих, тем более дает Бог ему высоких и благодатных сил, чтобы он не ослаб в борьбе, но с легкостью и во всей полноте соблюдал Его заповеди.

Так было всегда, так происходит и сегодня с величайшими подвижниками и пустынниками. Один Бог совершает в них свои заповеди. Особенно на них исполняется слово святого Апостола Павла: Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп. 2:13). Любовь всегда созидает в душе благодарное расположение, и по этой причине любящий всегда с радостью исполняет желание любимого, часто и ценой величайших жертв.

Заповеди Господа Иисуса Христа для человека, который Его любит, не сложны. И любит Христа тот, кто истинно верит в Него как Бога и Господа. И человеколюбивый Бог и Господь Иисус Христос дает всегда щедро человеку, который Ему верит, Свои Божественные силы, которые помогают ему легко исполнять Его Божественные заповеди.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Августин

ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки

В каких двух заповедях [закон]? Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22:37-40). Вот о каких двух заповедях речь идет во всем этом послании. Итак, сохраняйте любовь - и будьте спокойны. Чего тебе бояться, как бы кому-нибудь не сделать зла? Кто же делает зло тому, кого любит? Люби - и ты не сможешь не делать добра.

Трактат на 1-е послание Иоанна.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 3-4 ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его. И заповеди Его нетяжки. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша

Связь такая: любовь состоит в том, чтобы мы соблюдали заповеди Его, потому что всякий, рожденный от Бога, побеждает мир. Поскольку полным доказательством любви к Богу апостол указал соблюдение заповедей, а некоторым думалось, что заповеди Божии тяжелы, то и говорит: и заповеди Его не тяжки. Ибо что тяжелого в деле любви к брату? Что, например, тяжелого в том, чтобы посетить узника в темнице? Ибо повелевается не выпустить из темницы, что было бы трудно, а только посетить. И больного повелевается не освободить от болезни, а только посетить. И голодному не повелевает предложить стол из многих блюд, или нагому подать одежду, приготовленную из драгоценной материи, но доставить крайне нужное, чего ищет голодный и нагой. Сказав это, указывает и другое побуждение к любви. Какое? Победу. Говорит, что, чрез любовь к брату соделывая себя детьми Божиими, вы имеете уже и воздаяние за это доброе качество, - победу над миром; ибо рожденный от Бога побеждает мир. Потом объясняет, в чем состоит победа и чрез что она совершается; тем и другим называет веру, то есть веру в Бога, которая, родившись от Бога, победила и прогнала всякое неверие, и ни иудей, ни эллин, ни еретик не силен против нее. А как вера побеждает не одна, сама по себе, а вместе с имеющим ее, то прибавляет: и кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Кто же сей Иисус? Иисус Христос, пришедший водой и кровию.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Андрей Монах

ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки

Субстанцией и, так сказать, необходимой материей любви к Богу он называет хранение Божьих заповедей, которые возводят к Богу, действующему сообразно им. Посему они не тяжки и не трудно переносимы. Если же кто-нибудь, приступив к ним недолжным образом, назовет их тяжкими, то пусть обвиняет свою немощь.

Фрагменты.

Еп. Михаил (Лузин)

ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его. И заповеди Его нетяжки

Указывая, таким образом, на любовь человека к Богу, свидетельствуемую любовию к ближним, апостол делает, как бы мимоходом, очень важное замечание, что заповеди Божии и Христовы нетяжки. Это не значит, что без труда и терпения можно исполнять их; нет, нужен усиленный труд, настойчивость и терпение в исполнении заповедей закона, ибо Царствие Божие нудится, и только употребляющие усилие восхищают оное (Мф. 11:12), нужно входить в Царство Божие тесным и скорбным путем (Мф. 7:14). Но апостол прибавляет это уверение для успокоения труждающихся в исполнении заповедей, что они дети Божии и, как таковые, не творят греха (1 Ин. 3:9). В этом смысле и Господь Сам говорил, что иго Его благо и бремя Его заповедей легко (Мф. 11:30). Заповеди Его нетяжки в том смысле, что все они заключаются в одной заповеди — люби Бога и брата, что для исполнения их верующему даруется, как сыну Божию, благодать Духа Святого, укрепляющая его и помогающая ему нести бремя этих заповедей, что его в этом деле окрыляет вера, а при вере все возможно верующему; если же он по немощи преступает требования заповедей, то кровь Христа, Ходатая за мир, очищает его от всякого греха (1 Ин. 1:7; 1 Ин. 2:1, 2). Заповеди Его нетяжки. Ибо что тяжелого в деле любви к брату? Что, например, тяжелого в том, чтобы посетить узника в темнице? Ибо повелевается не выпустить из темницы, что было бы трудно, а только посетить. И больного повелевается не освободить от болезни, а только посетить. И голодному не повелевает предложить стол из многих блюд или нагому подать одежду, приготовленную из драгоценной материи, но доставить крайне нужное, чего ищет голодный и наготующий» (Феофилакт).

Толковый Апостол.

Еп. Виссарион (Нечаев)

Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки

Истинная любовь к Богу не есть одно мимолетное чувство и не ограничивается словами; она требует дел и состоит в соблюдении заповедей Его, между которыми главное место занимает любовь к Богу и ближним. Для человека естественного, не возрожденного, тяжки заповеди Господни, ибо исполнение их требует самоотвержения, отречения от своей воли, от самоугодия, требует борьбы с греховными искушениями, беспрекословного послушания воле Божией. Но для возрожденного заповеди Господа тяжки не суть. Почему? Ответ в следующем стихе: Яко всяк, рожденный от Бога, побеждает мир: и сия есть победа, победившая мир, вера наша.

Толкование на паримии из новозаветных книг

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки

Это потому, говорит Богослов, что существенное свойство любви к Богу в том и состоит, чтобы исполнять заповеди Божии; или иначе сказать: это потому, что любовь к Богу необходимо требует исполнения заповедей Божиих, как существенного своего выражения. Иисус Христос учит: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14:21). Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14:24). Кто не любит Бога, тот не исполняет заповедей Божиих.

И заповеди Его нетяжки. Это говорит Богослов в побуждение к соблюдению заповедей Божиих. Как часто уклоняются от следования Иисусу Христу только потому, что думают, будто исполнение заповедей Христовых тяжело и не по их силам! Но Сам Господь, призывая к следованию за Собою, говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:28–30).

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П.

ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки

См. Толкование на 1 Ин. 5:1