Толкования на 1 Кор. 2:12

Свт. Иоанн Златоуст

Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога

См. Толкование на 1 Кор. 2:9

Свт. Феофан Затворник

Мы же не духа мира сего прияхом, но Духа, Иже от Бога, да вемы, яже от Бога дарованая нам

Апостолу предлежало сказать: сего-то Духа, ведущаго глубины Божии и все Божие, мы и прияли; но как чрез противопоставление мысль утверждаемая становится яснее, то он наперед сказал о духе мира, что не его прияли мы,– не этот дух прияли, пред которым затворена дверь таин Божиих,– и который как сам во тьме сидит, как тьмою покрывает и всех, которые хотя мало нечто вдохнут его в себя. И князья века с сынами его исполнены духа, который тоже ведает глубины, но не Божии, а сатанины. Или сатана сам и есть этот дух мира, который омрачает разум неверных, чтобы не воссиял в них свет благодатный. Всячески дух мира здесь не есть идея,– или образ мыслей и начинаний сынов мира, надежды, ими питаемые, цели, ими преследуемые, обычаи и нравы, заправляющие всем среди их,– но дух, властвующий над всем этим, все это приводящий в движение и кружащий тем миролюбцев. Так заставляет полагать противопоставление его Духу Божию.

Не этого духа, но Духа, Иже от Бога прияли мы,– от Бога – εκ θεου – из Бога, то есть Духа, из Бога Отца исходящего. Апостолы приняли Его в день Пятидесятницы. От них потом приняли Его и все верующие чрез возложение рук (миропомазание). Так началось, так и доселе есть. В каких общинах нет сего таинства, там нет и Духа Божия. Если без Духа Божия нет ведения христианства истинного, то следствие очевидно. Говорить можно, но не в наученных Духа.

Да вемы, яже от Бога дарованная нам. «Сам, от Отца исходящий, Дух научил нас сокровенным тайнам» (Феодорит). «Свет есть Дух Божий, и мы прияли сей свет, да им просвещаемые, узрим сокровенное доселе. Что же именно? – То, что даровано нам от Бога, даровано по домостроительству Христову, то есть как Он за нас умер, как соделал нас сынами Богу и как спосадил в себе на небесах одесную Отца; так что Духа не имеющие не ведают сего» (Экумений). Это ведение Божественное действительно воссияло на земле со времени сошествия Святого Духа, и доселе Им хранится в Церкви Божией и Им сообщается достойным. Апостол говорит не о себе только и своем времени, но о христианах во все времена. Написано это в книгах Нового Завета; всякий читать может и оглашаемым ко крещению все то передается. Но ведение настоящее всего всегда сообщается Святым Духом. Вера сильная и искренняя преданность Богу делают душу хартиею, на которой Дух Божий начертывает тайны Божии.

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога

Мы же не иного (мира сего) духа приняли, но Духа (сущего) от Бога, дабы чрез Него знать дарованное нам от Бога.

Толкование на послания божественного Павла.

Прп. Нил Синайский

Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога

Приняли мы Духа, подобно Апостолу, не для того, чтобы в точности познать, что такое естество Божье, но чтобы уразуметь нам те бесчисленные благие дары, какие дарованы нам Богом и о которых предлагаем слово поучающимся (1 Кор. 2:12).

Письма на разные темы. Сенатору Птолемею.

Блж. Феодорит Кирский

Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога

Апостол показал, что Пресвятой Дух не есть часть творения, но имеет существование от Бога.

Толкования на послания апостола Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога

Духом мира сего назвал человеческую мудрость. Не эту мудрость мы приняли, для того, чтобы она не сделала нашей проповеди тщетной и бесполезной; нет, учителем нашим был Дух от Бога, то есть существо, единосущное Богу, происходящее из Его сущности.

Дабы знать дарованное нам от Бога

Дух, говорит, есть свет, и сей-то свет мы приняли, чтобы, просвещаясь от него, узнали сокрытое доселе. Что же это такое? Дарованное нам от Бога, то есть все, что относится к домостроительству Христову, именно: как Он умер за нас, как сделал нас чадами Божиими, как в Себе и нас посадил одесную Отца. Следовательно, те, которые не имеют Духа, не знают тех тайн.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Экумений

Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога

Духом мира апостол называет, как мне кажется, человеческую премудрость и образованность.

Фрагменты.

Амвросиаст

Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога

Дух мира таков, которым одержимы фанатики, которые без Бога. И есть тот среди мирских дух могущественнейший, который прорицает на основе мирских догадок, и его-то называют пифическим. Он есть тот, который правдоподобием обманывает и обманывается; он есть, который говорит через сивиллу , следует за нашими настроениями, хочет занять место на небесах.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога

Дух Божий противоположен духу мира сего. Под духом мира сего Ап. разумеет богоподобную душу человеческую с ее высокими способностями, которые в людях гениальных возвышались до необыкновенной силы и благодаря которым человечество владеет многими великими произведениями философии и искусства. Все таки - хочет сказать апостол - как ни драгоценны творения этого человеческого духа, они никак не могут сравняться с тем, что дано некоторым избранникам Духом Божиим. Апостол называет этот Дух - Духом, Который исходит от Бога(εκ), чтобы показать, что Его нельзя смешивать с духом человеческим. - Дарованное нам, т. е. все спасительные блага: ниспослание Сына Божия, искупление Им человечества, оправдание, освящение и проч. Все это можно, конечно, постигнуть и простою, непосредственною верою, но можно также и узнать(ειδέναι), т. е. постигнуть это во всей ширине и глубине, сознать вполне величие этих благ, что и дается Духом Божиим.

См. также Толкование на 1 Кор. 2:6