Толкования на 1 Кор. 7:22

Свт. Иоанн Златоуст

Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов

См. Толкование на 1 Кор. 7:16

Свт. Феофан Затворник

Призванный бо о Господе раб, свободник Господень есть; такожде и призванный свободник, раб есть Христов

Свободник,– απελευθερος, вольноотпущенный. Состоянию рабства и отпущению на волю внешнему противопоставляет Апостол вольноотпущенность в Господе Иисусе Христе и рабство Ему. Тут они оба сходятся в одном и том же лице. Свободность в Господе есть освобождение от рабства греху, миру и диаволу. Она производится в сердце на основании веры благодатию Святого Духа, чрез таинства сообщаемою. Обратившийся к Господу и таинственно с Ним соединившийся есть уже свободник Христов: таково таинство веры нашей. Но эту свободу получает он вследствие совершенного предания себя Господу и полной покорности воле Его, какие свидетельствует он в начале решимостию, а потом во всю жизнь всеми делами своими. В то самое время, как он всею душою отдаст себя таким образом в рабство Господу, Господь благодатию Своею освобождает его от прежнего нравственного рабства, враг изгоняется из сердца, обаяния мира разоблачаются и видятся в их отталкивающем безобразии, и над живущим внутрь грехом дается власть попирать его и наступать на выю его всякий раз, как подымет он голову свою. Это происходит со всяким,– раб ли он, или свободен внешне, будь он царь – все одно. «В отношении ко Христу, говорит, тот и другой равны. Как ты – раб Христов, так и господин твой. Когда же раб бывает свободным, оставаясь рабом? Когда он освобождается от страстей и душевных болезней, когда не предается корыстолюбию, гневу и другим подобным страстям» (святой Златоуст). Ибо кто в такой мере свободен, в какой освободившийся от греха? И кто рабствует в таком горьком рабстве, в каком состоящий в рабстве у страстей? (Феодорит).

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов

Ибо в Господе призванный раб свободен есть, вследствие самого крещения Господа нашего: а кто свободным призван, тот чрез смирение раб есть Христов.

Толкование на послания божественного Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов

Свободным называется тот, кто освобожден от рабства. Итак, говорит: ты, который уверовал в состоянии рабства, ты - свободный Господа; ибо Христос освободил тебя и от греха, и от оного внешнего рабства, хотя ты и раб. Кто не покоряется страстям, имея душу благородную, тот не раб, хотя и кажется таковым. С другой стороны, иной свободным призван к вере; такой - раб Христов. Итак, если название рабства возмущает раба, то пусть уразумеет он, что он сделался свободным во Христе, а эта свобода гораздо важнее человеческой. Опять, если имя свободы надмевает свободного, то пусть уразумеет такой, что он - раб Христов и смирится, представляя, что он подчинен такому Владыке и должен угождать Ему. Видишь ли мудрость, с какой дает апостол наставления рабам и свободным.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст

Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов

Вырвавшийся из грехов, которые истинно характеризуют раба, становится свободным. Ибо тот во всем есть раб, кто неразумно поступает, ведь уже древним было по нраву разумных свободными называть, а всех неразумных - рабами. Как говорит Соломон: Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство (Притч. 17:2). Так и верующий: хотя и раб до времени, но, поступая премудро и веруя во Христа, станет свободным Господа. Если же грехи делают рабов, так и Хам, сын Ноя, по причине греха и неразумия своего стал рабом . Когда кто получает отпущение грехов, свободным становится. Сходным образом, названный свободным есть раб Божий.

На Послания к Коринфянам.

Экумений

Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов

От преизбытка слов апостол хочет показать равенство раба и господина, поскольку мы все - свободные Господа, поскольку Он освободил нас от тирании сатаны, и рабы Христовы, поскольку, освободив нас, Он покорил нас собственному Царству.

Фрагменты.

Лопухин А.П.

Cт. 22-23 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков

Ап. считает тем более естественным для раба-христианина оставаться в рабстве, что в среде христианской различия между господами и рабами в действительности не существует. - Призванный в Господе, т. е. призванный чрез Господа Иисуса Христа. Если он пошел на этот зов, то тем самым стал в душе свободным, и рабство для него не страшно. Наоборот, призванный свободный человек чувствует, что он стал слугою Господним, и это доставляет ему не печаль, а радость. В виду того, что Бог приобрел христиан в рабы Себе дорогою ценою - пожертвованием Сына Своего за грехи людей, - христиане должны служить только Богу и не становиться в отношение рабского подчинения к людям - разным агитаторам, которые, вероятно, уговаривали коринфян - рабов сбросить с себя рабство какими бы то ни было средствами, как совершенно негармонирующее с их высоким положением избранников Божиих (ср. IV:15 и IV:8).

См. также Толкование на 1 Кор. 7:10