Толкования на 1 Кор. 7:39

Ап. Ерм

Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе

Если муж или жена умрет, говорю я, и один из них вступит в брак, согрешает ли вступающий в брак? Не согрешает, говорит он, но если останется сам по себе, то приобретает себе большую честь и великую славу у Господа. Но если вступит в брак, не согрешает.

Пастырь Ермы.

Свт. Иоанн Златоуст

Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе

См. Толкование на 1 Кор. 7:27


Она не должна отделяться от живого мужа, принимать другого супруга, или вступать в другой брак. И заметь, с какою точностью он употребляет сами выражения. Не сказал: пусть живет вместе с мужем, пока он жив, но что? «Жена связана законом, доколе жив муж ее», так что, хотя бы он дал ей запись отпущения, хотя бы она оставила дом и ушла к другому, она связана законом, она и в та­ком случае – прелюбодейка.

Поэтому, если муж захочет отвергнуть жену, или жена оставить мужа, то пусть вспомнит это изречение и представит присущим Павла, который, осуждая ее, вещает: «жена связана законом». Как беглые рабы, хотя оставляют господский дом, влекут за собою и свои цепи, так и жены, хотя бы оста­вили мужей, имеют вместо цепей закон, который осуждает их, обвиняет в прелюбодеянии, осуждает и тех, которые берут их, и говорит: муж еще жив, и дело это есть пре­любодеяние. «Жена связана законом, доколе жив муж ее». И «кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5:32). Когда же, скажешь, можно будет ей вступить во второй брак? Когда? Когда она освободится от цепей, когда умрет муж. Объясняя это, апостол не прибавил так: когда «скончается» муж ее, она свободна выйти, за кого хочет, но: «умрет» (κοιμυή, упокоится), – как бы утешая ее во вдовстве и внушая оставаться при прежнем и не соединяться со вторым супругом. Не умер муж твой, а спит. Кто не ожидает спя­щего? Поэтому он и говорит: «если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет» не сказал: пусть вступает в брак, чтобы не показалось, будто он заставляет и принуждает; он и не препятствует желающей вступить во второй брак, и не заставляет нежелающую, но сказал закон такой: «свободна выйти, за кого хочет». Называя ее свободною после смерти мужа, он выразил, что прежде этого, при его жизни, она была рабою; а, будучи рабою и подчиненною закону, хотя бы она получила тысячу раз запись отпущения, она по закону виновна в прелюбодеянии. Рабам позволительно переменять живых го­спод, а жене непозволительно переменять мужей, при жизни мужа, потому что это – прелюбодеяние. Не указывай мне на за­коны, постановленные внешними, дозволяющие давать запись отпущения и разводиться. Не по этим законам будет судить тебя Бог в тот день, а по тем, которые Он сам постано­вил. И мирские законы дозволяют это не просто и не без огра­ничения, но и они наказывают за это дело, так что и отсюда видно, что они неблагосклонно смотрят на этот грех, потому что виновницу развода они лишают имущества и отпускают без всего, и того, кто подает повод к разводу, наказывают денежным убытком; а они, конечно, не поступали бы так, если бы одобряли это дело.

Апостол сказал: «свободна выйти, за кого хочет», и присовокупил: «только в Господе», предоставляя свободу и вместе ограждая эту свободу, уступая власть и вместе полагая этой власти пределы и законы со всех сторон, напр. – чтобы жена не принимала в дом мужей беспутных и развратных, или упражняющихся на зрелищах, или склонных к прелюбодеянию, но с честностью, с целомудрием, с благоговением, чтобы все делалось во славу Божию. Так как часто многие жены, по смерти первых мужей, сначала пре­давались блудодеянию, а потом принимали следующих, и придумывали другие нечистые способы жизни, то он и прибавил: «только в Господе» – чтобы второй брак не имел ничего подоб­ного. Таким образом, вдова может избавиться от обвинений. Всего лучше – ожидать умершего мужа и соблюдать условия с ним, избрать воздержание и находиться при оставшихся детях, чтобы приобрести большее благоволение от Бога. Если же кто захочет вступить во второй брак, то нужно делать это с цело­мудрием, – с честностью, согласно с законами, – потому что и это дозволяется, а запрещается только блуд и прелюбодеяние.

Беседа на слова: Жена связана законом, доколе жив муж ее.

Свт. Феофан Затворник

Жена привязана есть законом в елико время живет муж ея; аще же умрет муж ея, свободна есть, за негоже хощет посягнути, точию о Господе

Вышедшая замуж привязана законом к мужу, чтоб его только одного знать, и к брачному состоянию, чтоб не бросать его по произволу. Прежде вступления в брак обдумывай, вступить или не вступить; а когда брак совершен, живи с мужем, пока он жив. А когда он умрет, тогда ты свободна, за кого хочешь выходи, только о Господе. О Господе значит: «выходи за верного, благочестивого, целомудренно, законно» (Феодорит). «С целомудрием, с чистотою, ибо эти добродетели везде нужны, и о них всегда должно заботиться: иначе невозможно узреть Бога» (святой Златоуст). «Для деторождения и воспитания чад в страхе Божием, а не по страсти похотной» (Экумений). «И этого достаточно к обличению последователей Новата, которые осуждают второй брак как блудодеяние, прямо вопреки апостольским законам» (Феодорит).

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Блаж. Августин

Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе

Хотя супружеская измена есть смерть не тела, а, что еще хуже, души, речь у апостола здесь идет о смерти телесной. Если исходить из того, что через супружескую измену узы брака расторгаются, то возможно прийти к другому недоразумению, которого, как я показал, нужно избегать: жена вследствие распутства освобождается от этих уз, а если она освобождается, то становится свободной от закона мужа и (что совсем безрассудно) не будет являться прелюбодейкой, если выйдет за другого мужа, потому что освобождена от прежнего.

О супружеской неверности.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия

Здесь учит о втором браке, и хотя позволяет его, однако, блаженнейшею почитает ту, которая не вступает во второй брак; ибо как девство выше первого брака, так первый брак выше второго. Жена связана законом, то есть предостережением закона удерживается от прелюбодеяния, от того, чтобы чрез соединение с другим при жизни мужа быть прелюбодейкой, но если умрет муж, она становится свободной от уз и закона первого брака и получает разрешение. Только в Господе, то есть только с целомудрием, с честностью может она вступить во второй брак, для произведения и воспитания детей, а не по влечению похоти. По моему совету прибавляет, чтобы ты не почитал этого необходимостью, а только советом, советом Божественным. Думаю, говорит, и я имею Духа Божия. В этих словах больше смиренномудрия; ибо не сказал: имею, но: думаю, что имею, то есть полагаю, догадываюсь.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст

Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе

Этими словами апостол учит, что, даже если ее оставил муж, жена не должна выходить замуж. Если же муж ее умер, тогда она свободна. И это имеет отношение к упомянутым выше случаям - чтобы показать, сколь блаженна девица, когда она никому не подчинена, кроме одного Бога. В том видится победа над естественным подчинением, когда она то, что по природе унижено, возвышает.

Свободна выйти, за кого захочет, только в Господе. То есть, кого сочтет для себя подходящим, за того и выйдет, поскольку браки не по доброй воле имеют обыкновение приносить дурные плоды.

Только в Господе. То есть, если без подозрения в безнравственности выходит замуж и единоверца в мужья берет, - это и есть выйти замуж в Господе.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Ст. 39-40 Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия

О вдовах Ап. считает нужным сказать отдельно от вдовцов (ст. 8 и 9) потому, что положение первых было несколько иное, чем вторых. Тогда как общественное мнение древности вполне благосклонно относилось ко вторичному браку вдовцов, для вдовы считалось более приличным оставаться всю жизнь незамужнею (ср. Лк II:36, 37). - Только в Господе, - т. е. только чтобы она и ее муж новый пребывали в общении со Христом. Значить, вдова может выйти замуж только за христианина. - По моему совету - см. ст. 6-7 и 10-й. - А думаю… Здесь, очевидно, ирония. Ап. имеет в виду тех своих противников, которые даже отказывали ему в признании за ним всякой боговдохновенности, какая была уделом большинства простых христиан в Коринфе…

См. также Толкование на 1 Кор. 7:25