Толкования на 1 Кор. 8:13

Свт. Иоанн Златоуст

И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего

«И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек» (1Кор.8:13). Поступает, как отличный наставник, доказывая собственным примером то, чему учит. Не говорит: будет ли это справедливо, или несправедливо, но как бы то ни было. Я уже не говорю, продолжает он, об идольских жертвах, которые непозволительны и по другой причине; но если соблазняет (брата моего) что-нибудь, зависящее от моей власти и дозволенное, я буду воздерживаться и от этого, не один и не два дня, а во всю мою жизнь. «Не буду есть мяса вовек». Не сказал далее: да не погублю брата, но только: да не соблазню. Подлинно, крайне безумно тех, о которых Христос так печется, что благоволил умереть за них, считать столь презренными, чтобы не воздерживаться для них даже от пищи.

Гомилия 20 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Феофан Затворник

Темже аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего

Апостол говорит: судя по такой пагубности соблазна, я вот какие имею решения,– что если брашно брата соблазняет, то я не вкушу его во веки, чтоб не соблазнить брата. Своей воли решения, правила и расположения выставляет; но в мысли у него – дать урок коринфянам, что именно так следует им действовать. Свой же пример представляет, чтоб охотнее расположить и их поступать так. «Поступает как отличный наставник, в себе указывая пример тому, чему учит. Не говорит: будет ли это справедливо, или несправедливо, но как бы то ни было. Я уже не говорю, внушает как бы он, об идольских жертвах, которые непозволительны и по другой причине; но если соблазняет брата моего что-нибудь, зависящее от моей власти и дозволенное, я буду воздерживаться и от этого, не один и не два дня, а во всю жизнь свою.– Не имам ясти мяса во веки. Не сказал далее: да не погублю, но даже только: да не соблазню брата моего. Подлинно, крайне безумно,– тех, о которых Христос так печется, что благоволил умереть за них, считать столь презренными, чтоб не воздерживаться для них даже от пищи. Это не только относится к коринфянам, но, можно сказать, и к нам, которые пренебрегаем спасением ближних и произносим такие же сатанинские слова. Ибо говорить: какое мне дело, что какой-то соблазняется и такой-то погибнет? – это поистине сатанинская жестокость и бесчеловечие. – Тогда соблазн происходил по крайней мере от немощи соблазнявшихся, а у нас не так; мы совершаем такие грехи, которые соблазняют даже сильных» (святой Златоуст).

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего

См. Толкование на 1 Кор. 8:12

Блаж. Августин

И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего

Ради других от подобных вещей должны отказываться и более крепкие в вере, считающие, что при большей вере этим следует пренебречь, зная, что все чисто, кроме нечистой совести, и держась сказанного Господом, что не то, что входит в уста, оскверняет, а то, что из уст исходит. Вот ради менее крепких в вере и следует воздержаться, чтобы не оскорбить их.

О нравах кафолической Церкви и нравах манихеев.

Блаж. Феофилакт Болгарский

И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего

Как отличный учитель, собственным примером доказывает то, о чем говорит. И не сказал: если соблазняет справедливо, но как бы то ни было. Не сказал также: не буду есть идоложертвенного, но вообще мяса, хотя бы оно было дозволено. Не сказал, опять: в один или два дня, но - во всю жизнь свою; ибо это значит вовек. Не сказал, наконец: чтобы не погубить, но только: чтобы не соблазнить.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст

И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего

На примере такой заботы, когда даже разрешенное рассматривается как незаконное, учит Павел любви к брату. Сколько же, однако, есть зла в том, чтобы в недозволенном не провиниться, а в дозволенном прегрешать? В том, чтобы в недозволенном закон соблюдать, а в дозволенном не остерегаться от необдуманного? Ибо закон так разрешает допустимое, чтобы при этом [строго] соблюдалась мера. Определенно дозволено иметь жену, но если она изменила, ее следует отвергнуть. Так и мясо дозволено вкушать, но если оно идоложертвенное, то им должно брезговать.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего

См. Толкование на 1 Кор. 8:12