Толкования на 1 Кор. 9:5

Свт. Иоанн Златоуст

Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа

См. Толкование на 1 Кор. 9:3

Свт. Климент Александрийский

Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа

Такие люди, пребывая, как подобает, в служении и непоколебимо в проповеди, общались с женами не как с супругами, но как с сестрами, которые будут им сослужительницами в отличие от жен, сидящих дома. И благодаря таким женам учение Господа беспорочно проникло и на женскую половину.

Строматы.

Свят. Феофан Затворник

Еда не имамы власти сестру жену водити, яко и прочии Апостоли, и братия Господня, и Кифа

См. Толкование на 1 Кор 9:4

Прп. Исидор Пелусиот

Еда не имамы власти сестру жену водити, яко и прочии Апостоли, и братия Господня, и Кифа

На слова Писания: еда не имамы власти сестру жену водити?

Каждый из Апостолов, можно так сказать, получив себе в удел одну страну, благоустроял ее. Но Павел, как окрыленный земледелатель, обошел почти целую вселенную, посетил самые крайние пределы земли, благоустраивая слышавших его и даже между неслышавшими сея божественную проповедь.

Потому за другими Апостолами следовали и женщины, не для рождения детей и сожития, но чтобы из своей собственности снабжать и питать проповедников нестяжательности. Но они не имели дозволения и возможности следовать за Павлом, который, как сказал я, доходил до самых концов земли.

И что удивительного в том, что позади оставались женщины, когда и Варнава, который нес одно с ним ярмо, изнемогши для этого нескончаемого шествия и труда, уступил первенство Павлу? А когда не разлучился еще с ним Варнава, Павел писал следующее: еда не имамы власти сестру жену водити, яко и прочии Апостоли, и братия Господня, и Кифа? Или един аз и Варнава не имамы власти еже не делати (1Кор.9:5.6)?

Сие не значит, что с женами жили сии советники девства и проповедники целомудрия, благоустраивавшие сонмы девственников. Ибо кто согласился бы внимать их советам вести девственную жизнь, если бы сами они оказались погрязающими в удовольствиях! Посему, не это говорит Апостол. Иначе он сказал бы так же, как пишут составители договоров о приданом: «жену супругу - кормить и одевать, как прилично жене супруге, по мере сил», называя женою в означение пола, а супругою - в означение сожительства. Но поскольку жены следовали за Апостолами, чтобы из своего имущества питать учителей нестяжательности, то Апостол сказал: сестру, чтобы показать непорочность, и жену, чтобы означить пол; потому, что женою называется и дева, хотя бы она была и неприкосновенна, женою по виду, хотя бы она была и невинна, женою по природе, хотя и чужда общения с мужеским полом.

А что именование употребляется не без особого намерения, видно из того, что сей же самый Павел, изречение которого иные осмеливаются перетолковывать злонамеренно, говоря о Спасителе, родившемся по плоти от Святыя Девы Марии, сказал: раждаемаго от Жены (Гал.4:4). Что ты делаешь, Павел? Деву называешь Женою? Да, говорит он, Женою называю по естеству, разумею же мысленно Деву; потому что Дева, хотя Она и неискусобрачна, есть жена, жена по виду и телосложению, Дева - по невинности и чистоте.

Письма. Книга II.

Блж. Августин

Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа

О какой такой власти он сказал, как не о власти, которую Господь дал тем, кого послал проповедовать Царство Небесное, говоря: Ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои (Лк. 10:7)? Себя же он и приводит в пример такой власти верующие женщины прислуживали ему в необходимом из своих средств.

…Определившись в отношении себя, Павел показывает, что ему приличествует то же, что и другим апостолам, то есть чтобы он не трудился руками, а жил от Евангелия, как то установил Господь, ниже он это ясно продемонстрировал. С этой целью вместе с апостолами ходили верующие женщины, обладающие материальными средствами, и из этих средств прислуживали им, чтобы они не испытывали никаких недостатков из того, что необходимо для жизни. Святой Павел показывает, что ему позволено то же, что и другие апостолы делали, но дальше упоминает о том, что такой властью он не пожелал воспользоваться. Некоторые люди, не понимая слова: Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, - толковали их в значении «жена». Но их обманула неоднозначность греческого слова, которое обозначает и женщину, и жену. Кроме того, апостол расположил слова так, чтобы такого обмана не возникало: он говорит не просто «жену», но «сестру жену», и не говорит «взять в жены», но «иметь спутницею».

О делах монашеских.

Блж. Феофилакт Болгарский

Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа

За апостолами следовали богатые женщины, которые доставляли им необходимое и всю заботу об этом принимали на себя, чтобы они занимались только проповедью. Примечай, что верховного он поставил после, как важнейшего, выражая такую мысль: что мне говорить о прочих? сам Петр так делает. Братиями же Господними называет Иакова, епископа Иерусалимского, Иосию, Симона и Иуду (Мф. 13:55), которые назывались братьями Господа потому, что Иосиф обручен был с Богородицей.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа

Из этого видно, что некоторые Апостолы и братья Господни, т.е. сродники Господа по плоти, о которых упоминает евангелист Матфей (Мф. 13:55), и апостол Петр в подвигах своего апостольского служения имели спутницами некоторых благочестивых женщин, которые, по усердью своему к благочестию, внимали их проповеди и оказывали им необходимые услуги во внешней жизни. Основание этому обыкновению видим в земной жизни Господа Спасителя. У Евангелиста Луки читаем: Иисус Христос проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Инна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим (Лк. 8:2, 3). Следуя этому обычаю, утверждающемуся на таком высоком примере, и апостол Павел мог бы иметь благочестивую спутницу; но он не имел. И это обстоятельство противникам Павла давало повод к нареканиям против Него, как бы он лишен был этого права. Против таких и говорит Павел: или не властны мы иметь спутницею сестру жену, то есть женщину христианку, подобно прочим Апостолам? Ответ на этот и на другие вопросы дает он ниже (1 Кор. 9:12), показывая, что все это делал он для блага своего Апостольского служения.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа

См. Толкование на 1 Кор. 9:4