Толкования на 1 Кор. 10:33

Свт. Иоанн Златоуст

так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись

См. Толкование на 1 Кор. 10:31

Свт. Феофан Затворник

Якоже и аз во всем всем угождаю, не иский своея пользы, но многих, да спасутся

«Искать полезного для всех – вот правило совершеннейшего христианства, вот точное его назначение, вот верх совершенства» (святой Златоуст). «Всем угождать и льстецам свойственно, но не таково то, что говорит о себе Апостол. Льстецы не чужой пользы, а своей ищут, лучше же сказать, и своей не ищут, потому что вредят себе больше, чем другие. А божественный Апостол своего не искал, но имел в виду спасение других, чрез них приумножая негиблющее богатство» (Феодорит). Как святой Павел был всем вся, да всяко некия спасет, об этом он уже говорил. Теперь только напоминает об этом, поставляя образ своего действования в закон для всех. Это третье начало в руководство к устроению нашей жизни, или даже четвертое: первое,– чтоб все делать по ясной и твердой совести, по верному сознанию сообразности дела с волею Божиею; второе,– чтобы все делать во славу Божию, не только имея в виду, в цели, славу Божию, но так, чтобы самим делом выходила из нашего действования слава Божия; третье,– чтоб не соблазнять никого не только намеренно, но и ненамеренно; четвертое,– чтобы все направлять ко спасению ближних наших, и словом, и делом. До какой меры Апостол всем готов был жертвовать для спасения других, можем судить по молитве его, в которой он выражал готовность свою даже быть отлученным, лишь бы братия его спаслись (Рим. 9, 3). Такое расположение, паче другого чего, давало ему дерзновение сказать:

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прав. Иоанн Кронштадтский

так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись

Ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись. Отселе имей эти слова своим девизом.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Августин

так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись

Итак, апостол хотел угождать всем людям и в этом находил радость не потому, что кичился их похвалами, а потому, что, получив от них похвалу, восстанавливал их во Христе.

Послания.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Так как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись. Будьте подражателями мне, как я Христу

Поскольку выставил их виновными в причинении вреда язычникам и иудеям и заповедал им великое дело, то, дабы показать удобность этого дела, выставляет в пример самого себя, А как он не искал своей пользы, это видно из многого, прежде сказанного, например: для всех я был всем (9:22), особенно же из того, что он желал бы сам быть отлученным за братьев своих (Рим. 9:3). Слов как я Христу не принимай за выражения гордости; они сказаны с целью сильнее побудить к подражанию. Ибо если, говорит, я подражал Христу, не пощадившему собственной жизни для того, чтобы вы ожили, не тем ли более вы можете подражать мне? Ибо я не настолько лучше вас, насколько Он лучше меня: Он несравненно превосходит всех.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Магн Аврелий Кассиодор

так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись

Не ради своей временной выгоды он говорил о мире будущего века, но ради братьев и ближних своих, дабы они возжелали спастись и связали себя узами единомыслия.

Толкование Псалмов (Пс. 121).

Лопухин А.П.

так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись

Ап. понимает, что других лучше всего учить своим собственным примером. И вот он указывает на пример собственного самопожертвования на благо ближнего (ср. IX). - Угождаю всем и во всем. Об угождении - см. выше гл. ст. 20-22 (об оппортюнизме). Конечно, Ап. разумеет здесь угождение в тех случаях, к каким каждый христианин может относиться свободно, не будучи связан общецерковною дисциплиною.

См. также Толкование на 1 Кор. 10:23